Фрагменты фресок The Metropolitan Museum of Art. New-York

 

Нью-Йоркский музей Метрополитен (как и многие крупные музеи) имеет небольшую коллекцию фрагментов штукатурки с красочным слоем. Проще говоря, обломков фресок. Фресок помпейского типа, это очевидно, но вот откуда именно происходит тот или иной фрагмент, точных указаний нет.

Эти фрагменты редко превышают 30 см, в среднем обладая размерами ок. 10х10 см. Казалось бы, что интересного можно извлечь из этих обломков? Понятно, что если это набор фрагментов одной картины, то её можно попытаться собрать. А если это никак не связанные между собой кусочки без внятного происхождения?

Итак, о чем же могут поведать исследователям кусочки раскрашенной штукатурки? (Если не обращать внимания на низкую практическую значимость подобного изучения, поскольку большинство данных, полученных этим путем, уже известны).

Неоспоримое достоинство таких фрагментов – это их доступность. Она открывает бОльшие, по сравнению с фреской на стене, возможности изучения составных частей росписи – грунта и красок/пигментов. Что, в свою очередь, позволяет делать выводы относительно технологии производства декора стен и потолков (например, фреска это или а секко).

Как мы знаем, основание под роспись – это несколько слоев известковой штукатурки с различными добавлениями. Если фрагмент отслоился от стены полностью, то по оборотной стороне иногда можно определить, какую часть помещения он покрывал – стены или потолок. Штукатурное покрытие колонн или круглых пилястр выгнуто соответственно поверхности, по фрагментам это также будет заметно.

Анализ пигментов может помочь датировке росписей. А мотивы художественных изображений, помимо также хронологических особенностей, могут поведать о пристрастиях заказчиков или назначении красочной картины.

Например, египетские мотивы в росписях домов, чьи владельцы не имели отношения к Египту, были особенно модны в конце I века до н.э. после аннексии страны Римом.

Ну, иногда просто удивительно, как древнеримские художники тщательно выписывали даже мелкие объекты в росписях стен. Ведь часто эти росписи украшали полутемные спаленки-кубикулы или влажные помещения терм.

 

Фрески. I век н.э.

11.3 x 8,6 x 1,4 см. Крылатая фигура, что-то держащая в левой руке

8 x 7.5 x 1,8 см. Стебель какого-то растения, растущий из белой чашечки

11,2 x 11 x 1 см. Стоящая боком фигура, возможно, Гений, совершающий возлияние

21,3 x 15,3 см. Цветочный декор

12,4 x 7,6 см. Цветочный декор

20,4 x 10,2 см. Виноградная лоза

17,9 x 26,7 см. Крылатая фигура в хитоне

15,8 x 12,8 см. Лебедь

11,4 см. Голова женщины с поднятой рукой

11,6 x 9 x 1,1 см. Конек

14,5 см. Голова женщины в египетском головном уборе

6,9 x 7,2 x 1,1 см. Голова птицы и кустик

10 x 9,5 x 1,8 см. Геометрический узор

24,2 x 21 x 2,1 см. Две птички на цветущих ветвях

8,7 x 10,5 x 2,1 см. Цветочный декор

16,5 x 11,8 x 1,3 см. Геометрический узор

5 x 7,2 x 0,8 см. Цветочный декор

 

А секко. I век н.э.

Фрагмент настенной росписи. 4-68 гг. н.э. Длина - 20,3 см.

Это не фреска (роспись по сырой штукатурке), а secco – секко, нанесение рисунка по вторично увлажненной штукатурке. То есть, белый фон, который мы видим под рисунком, это фреска. Она высохла, как и положено фреске, а потом опять была увлажнена. В этой технике важнее качества поверхности являлось качество краски (в отличие от фрески, где правильно подготовленная поверхность была залогом прочности росписи и долгой яркости красок). Секко – менее трудоемкая техника, позволяющая исправление во время нанесения, а также приемы росписи, непозволительные при фресковой живописи (типа растушевки краски или многократного покрытия).

В орнаментальной росписи фрагмента использован горгонейон - маска Горгоны Медузы, защищающая от сглаза.

 

Фреска. II-III века н.э.

31,8 x 28,9 см. Птица в ветвях плюща

Этот фрагмент по манере письма быстрыми мазками отличается от тщательной и манерной работы большинства помпейских росписей. Происхождение фрагмента неизвестно, но, скорее всего, он принадлежит к росписи гробницы.

 

ulli