Тромплей в живописи Помпей

 

"Обманная" живопись имеет вполне определенное и устоявшееся название trompe-l’oeil, тромплей ("обман зрения"). Если говорить применительно к древнеримской живописи, то этот прием появился во "втором стиле". Напомню, что именно в поздней фазе "второго стиля" художники усложняют детали декорации, все более реалистично передавая архитектуру и природу. Понятно, что подобная "перспектива" в небольших комнатах или коридорах смотрелась бы неуместно, поэтому самое подходящее место для размещения картин-тромплеев у римлян нашлось в гостиных, перистилях и т.п. Вариантов оформления было несколько: художник мог представить пейзаж "продолжением" сада, мог "убрать" его за нарисованное на стене окно, мог поддержать элементы оформления помещения (или перистиля) подходящими по стилю рисунками или дополнить реальные архитектурные формы несуществующими.

Рассмотрим один из самых известных помпейских примера тромплея – перистиль (виридарий) в Доме Венеры в Раковине (Casa di Venere in Conchiglia, II, 3, 3).

Дом Венеры в Раковине – богатый дом, занимающий к тому же почти половину инсулы. Здесь нас интересует перистиль. Он богато украшен росписями, из которых главной является как раз тромплей на южной стене. Последний представляет собою распахнутое "окно на море", где в центральной части видна плывущая по волнам в раковине Венера, сопровождаемая купидонами на дельфинах.



В левой и правой частях изображен сад, "отделенный" от реального нарисованной низкой решеткой, причем перед решеткой (то есть, как бы в настоящем саду) "стоят" нарисованные же – слева статуя Марса, а справа – мраморный фонтан.



Все остальные украшения сада поддерживают эту иллюзию "окна": дорожка меж двух клумб перистиля ведет именно к нему, а сами клумбы плавно переходят в парадизы по сторонам "окна".

Роспись примыкающей к южной стене части восточной тоже украшена "стоящей в настоящем саду" (то есть, перед окном в парадиз) вазой с растением.





Западный портик отдан во власть "четвертого стиля" – ярко-красные панели в средней части стены и архитектурные элементы на белом фоне – в верхней.

Северный портик украшен небольшими росписями с видами приморских вилл и святилищ.

Таким образом, в перистиле Дома Венеры в раковине мы имеем вариант "распахнутого на море окна" с "окружающим" "окно" отделенным от реального сада "решеткой" нарисованным парадизом.

Ну и для полноты впечатления – ночной кадр садика Дома Венеры в Раковине.

 

Однако нельзя сказать, что небольшое помещение совсем нельзя было украсить тромплеем. Можно, только в этом случае не стена являлась "окном в мир", а весь мир окружал помещение. И это мы увидим на примере одной гостиной/столовой (триклиния) в Доме Золотого Браслета (Casa del Bracciale d'Oro, Insula Ocidentale, 42).

Дом Золотого Браслета - это богатый многоэтажный дом в Восточной инсуле. Назван так по найденному на погибшей женщине золотому браслету. Но наш второй образец тромплея находится не здесь, хотя и происходит из этого дома. Фрески триклиния Дома Золотого Браслета были найдены обрушенными в очень плохом состоянии. Восстанавливать на месте находки их не стали, и собранная отреставрированная роспись заняла свое место в Национальном Археологическом музее Неаполя.

Здесь мы имеем уже не просто вид парадиза, а сам парадиз, окружающий триклиний.

Вместо фотографий предлагаю вам гораздо гораздо лучший для обозрения и понимания вариант - отличную панораму комнатки.

В этом триклинии вас, гостей дома, окружает садовая зелень с фонтанами, гермами, осциллами. Растения и птицы выписаны очень тщательно - при желании можно попробовать определить, что это за виды. Верхний ярус стен - второй стиль: гирлянды, театральные маски, вазы.

 

ulli