Контрабанда культурных ценностей

 

Выпуск 1.
Не средневековый флорентиец, а британский арт-дилер: знаменитый Медичи, который ограбил Италию

Выпуск 2.
Томбароли и кландестини и их охотничьи угодья: откуда итальянское чернокопы доставали столько древних артефактов

Выпуск 3.
Порто-франко: самые большие в мире тайные "музеи"

Выпуск 4.
Древнеегипетские артефакты - очень популярные объекты контрабанды

Выпуск 5.
Как краденые древние артефакты оказывались в американских музеях

Выпуск 6.
"Смерть героя": подделка, которую знаменитый Музей Гетти купил как древнегреческую

Выпуск 7.
Жадность фраера сгубила: частные беды одного британского арт-дилера и его вселенский позор

Выпуск 8.
Томбароли и кландестини: простые, но эффективные приемы работы "расхитителей гробниц"

Выпуск 9.
Абсолютно поддельная статуя Гермафродита, которую пытались продать как античную

Выпуск 10.
Честные археологи: о контрабанде древних артефактов и археологической этике

Выпуск 11.
"И швец, и жнец, и на дуде игрец"

Выпуск 12.

Выпуск 13.

Выпуск 14.

Выпуск 15.
Амфора и кабанчик, овеянные дурной славой нечистоплотных арт-дилеров



Впрочем, мы же не думаем, что только Европа борется за свою материальную память? Представляю вам также дополнительные материалы на тему, как Турция работает со своим украденным наследием.

* Турция возвращает себе 14 артефактов разных эпох

** Английский Gilbert Art Foundation вернул в Турцию незаконно вывезенный оттуда золотой сосуд Хаттской цивилизации, которому около 4250 лет

*** Швейцария возвращает в Турцию саркофаг II века нашей эры



Подделка или не подделка? Вот в чем вопрос.

У этого бизнеса - контрабанда культурных ценностей - существуют различные формы. Вот, например, в случае со статуей гермафродита люди обошлись без грабежа археологических зон или кражи в музее. Можно даже сказать, нашли созидателя и увеличили энтропию вселенной. Даже никому почти от этого плохо не стало, потому что обман был раскрыт.

Но вот случай когда тоже никому плохо не стало, и обман был раскрыт... Но через много лет. И даже не заинтересованными шкурно людьми - сотрудниками музея. И даже, можно сказать, "по фоточкам". Случай интересный, но не единственный.

Еще один шедевр этрусского искусства объявлен подделкой

А вот вариант вдумчивого исследования давно признанного шедевра. И, вроде, подделка, но никто ее за оригинал УМЫШЛЕННО не выдавал. Просто так сложилось несколько веков назад, и до какого-то момента этот вердикт всех устраивал. А потом перестал.

Этрусская Капитолийская волчица из бронзы была сделана в XI или XII веке

Впрочем, итальянские службы охраны культурного наследия всегда начеку - помимо отслеживания артефактов древнеримской цивилизации за пределами Италии, они стараются предотвращать и сам вывоз их из страны.

Иногда результаты их деятельности появляются в прессе. Вот, например, две новости подобного типа:

Реставратор из Археологического управления Фоджи случайно вывел итальянских карабинеров на владельца большой и незаконно собранной коллекции италийских древностей в Бельгии

Два карабинера итальянской службы охраны национального наследия обнаружили в антикварном магазине в Брюсселе контрабандную древнеримскую статую из Италии

 

ulli