Часть 5. Некоторые технологии легитимизации подделок и контрабандно вывезенных культурных ценностей

 

1. Самая простая - оборот через аукцион с мировой репутацией в Лондоне или Нью-Йорке. Чтобы аукционный дом выступил в роли прачечной, в аферах должны быть замешаны его сотрудники. Этим способом пользуются обычно арт-дилеры, в частности, уже известный нам Джакомо Медичи. Самый известный случай вскрытия такой аферы - это Сотбис и его сотрудник Ходжес, с чего началось падение Медичи.


2. Схема, придуманная хранителем древностей Музея Гетти Фрелем еще в конце 1970-х: через федеральный закон США о налоговых льготах благотворителям. Знакомый арт-дилер находил желающих "пожертвовать" Музею Гетти предметы старины и сами предметы. Фрель проводил оценку предмета, завышая его стоимость. "Жертвователь" через арт-дилера покупал вещь по ее реальной цене, а "жертвовал" Музею Гетти по оценочной стоимости Фреля, получая налоговый вычет, исходя из последней. Хранитель получает откат от арт-дилера. Всем профит!


3. Схема 2, проворачиваемая без "жертвователя". Хранитель покупает предмет на открытом аукционе или у дилеров. Получает оценку у стороннего арт-дилера (или своего) выше потраченной суммы в несколько раз. Попечительский совет выделяет средства, исходя из оценки дилера. Оценщику - откат. Хитрый Фрель в конце концов просто стал подделывать подпись известного нью-йоркского арт-дилера на своих "заключениях".


4. Обратная схеме 3: хранитель предъявляет попечительскому совету завышенную оценку интересного предмета. Попечительский совет выделяет средства. Хранитель покупает у дилера нужный предмет и - на разницу стоимости - еще несколько, которые затем легализуются по схеме 2 через "донаторов".

 

ulli