Выпуск 5. Как краденые древние артефакты оказывались в американских музеях

Мы вновь возвращаемся к нашей любимой теме контрабанды культурных ценностей. Государственные органы защищают наследие страны, частные лица расхищают. Тут все понятно.

И даже стало понятно, где относительно спокойно можно хранить похищенное или нелегально купленное. Но что потом делать с этими предметами, не имеющими провенанса?



Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Провенанс - это, по сути, история артефакта. Если он легально появляется на рынке, то у него имеется внятная и исчерпывающая по годам история: от момента появления в современности - кто и когда изготовил или когда, где и кто откопал. А далее до даты выхода на рынок должны быть указания о владельцах - необязательно с именами (иногда коллекционеры предпочитают инкогнито, продавая вещь), но эти имена должны стать известны тем, кто будет продавать (дилеру или аукционному дому), чтобы последние засвидетельствовали чистоту провенанса.



"Рельеф марширующих воинов" из "коллекции" Медичи, возможно, подделка

Но вот проблема - какой-такой провенанс у краденной вещи? Краденной прямо с раскопок, купленной позже у контрабандистов или вовсе подделки, которую продают как оригинальный древний артефакт? Как какой? Придуманный!

Итак, давайте рассмотрим некоторые технологии легитимизации подделок и контрабандно вывезенных культурных ценностей. Сложно? Ну ладно, узнаем, что делали участники контрабандной цепи, чтобы вывести на легальный рынок нелегальные артефакты.



Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Вариант 1. Самая простой - оборот через аукцион с мировой репутацией в Лондоне или Нью-Йорке.

Чтобы аукционный дом выступил в роли прачечной, в аферах должны быть замешаны его сотрудники. Этим способом пользуются обычно арт-дилеры, в частности, уже известный нам Джакомо Медичи. Самый известный случай вскрытия такой аферы - это Сотби'с и его сотрудник Ходжес, с чего началось падение империи Медичи.



Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Вариант 2. Схема, придуманная хранителем древностей Музея Гетти Фрелем еще в конце 1970-х годов.

Эта схема использовала федеральный закон США о налоговых льготах благотворителям. Знакомый арт-дилер находил желающих "пожертвовать" Музею Гетти предметы старины и сами предметы. Хранитель музея Фрель проводил оценку предмета, завышая его стоимость.

"Жертвователь" через арт-дилера покупал вещь по ее реальной цене, а "жертвовал" Музею Гетти по оценочной стоимости Фреля, получая налоговый вычет, исходя из последней. Хранитель получал откат от арт-дилера. Всем профит!



Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Вариант 3. Схема 2, проворачиваемая без "жертвователя".

Хранитель покупает предмет на открытом аукционе или у дилеров. Получает оценку у стороннего (или своего) арт-дилера выше потраченной суммы в несколько раз.

Попечительский совет выделяет средства, исходя из оценки дилера. Оценщику - откат. Хитрый Фрель в конце концов просто стал подделывать подпись известного нью-йоркского арт-дилера на своих "заключениях".



Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Вариант 4. Обратный схеме 3.

Хранитель предъявляет попечительскому совету завышенную оценку интересного предмета. Попечительский совет выделяет средства. Хранитель покупает у дилера нужный предмет и - на разницу стоимости - еще несколько, которые затем легализуются по схеме 2 через "донаторов".



Римское стекло. Фотографии предметов из "коллекции" Джакомо Медичи

Теперь, когда мы немного в курсе, как "работают" нечистоплотные музейщики, можно и на конкретном примере познакомиться с этими схемками. В следующей главе именно это и сделаем.

 

Вернуться к оглавлению





 

ulli