Сам музей

 

Поскольку с проездом, парковкой, временем работы и оплатой входа мы с вами уже разобрались, то самое время получить представление и об экспозиции музея. Однако рассказывать о постоянно изменяющемся интерактивном музее с помощью статичных фотографий непросто. Как описать пыль в воздухе после открытия виллы, шум дождя в атрии дома, пламя Везувия? Как передать трехмерное изображение золотого браслета или последовательное восстановление помпейского дома из руин 18-19 века в предполагаемый оригинал? В общем, этот музей лучше всего посетить самим. Несмотря на то, что музей адресован широким кругам интересующихся, тем не менее, на мой взгляд, он предполагает некоторую меру подготовленности зрителя, иначе многие вещи остаются не совсем понятыми. Давайте посмотрим фотографии, а я в меру своих знаний постараюсь вам рассказать о том, что на них изображено и почему именно эти изображения были отобраны для музея. Кстати, в тексте вы встретите много отсылок на помпейский сайт, можете на них не ходить, если какое-то название вам знакомо - просто писать всё это в тексте описания музея показалось мне излишним.

Во-первых, сразу замечу, что Museo Archeologico Virtuale, несмотря на то, что находится рядом с Геркуланумом, посвящен не только ему, а всем везувианским археологическим сайтам. Конечно, большинство изображений происходят из трех главных зон - Помпей, Геркуланума и с вилл Стабий.

Во-вторых, я уже писала, что музей занимает здание в три этажа, но сама экспозиция расположена на подземном этаже. Поэтому войдя на первый этаж здания,

нам придется сразу повернуть направо и спуститься вниз по лестнице. На подземном этаже нас ждут два атлета - копии бронзовых статуй с Виллы Папирусов.

Налево от них - касса в виде рецепции и вход на экспозицию. Первое, что нас встретит, это лица древних римлян.

И это не метафора. Жители древних Помпей, Геркуланума и других населенных пунктов вокруг Везувия оставили нам свои лики в бронзе, мраморе, на фресках и мозаиках. В некоторых случаях мы даже знаем имена тех, кто дошел до нас в скульптуре или на картине.





На экране вы увидите сразу только четыре лица, на через пару минут их сменят другие - и так бесконечно: несколько десятков древних римлян крупным планом. Все это происходит в темноте - светится только стена-экран.

(Например, вот тот, что справа - ушастый и лысый, - Публий Корнелий Сципион Африканский Старший, бронзовый бюст с Виллы Папирусов).

Поворачиваем направо - среди темноты и каменных сводов, изображающих тоннели бурбонских раскопок, нас ждет...

имплювий. Как и положено, в приличном и богатом доме - с мозаикой на дне. Фотография не передает, но в имплювии есть "вода".

От имплювия в полутьме видно еще два "экспоната". Идем к ним.

Это керамика и мозаики. Все находится в темноте - помогает только вспышка фотоаппарата. Или рука - надо подойти и коснуться мозаики.



Становится все яснее, что в этом музее нас не ждет никаких артефактов - только виртуальность. Бросим взгляд назад и пойдем дальше.



Следующий "аттракцион" - Вилла Папирусов в Геркулануме. "Окно в мир" при обычном свете выглядит не слишком привлекательно.

Пятна на снимке - это не сущности, которые с тупым фанатизмом ищут последователи Мулдашева, а имитация пыли, взметнувшейся в воздух после того, как вилла освобождается от земли. О, вот я вам и рассказала суть "аттракциона". Так что теперь давайте посмотрим в "окно" так, как было задумано авторами, - из темноты.

Перед нами стена, вулканические отложения - всё, что падало на несчастные римские города в 79 г. н.э. Внезапно раздается грохот, и вся стена с громким всплеском падает в море. За взметнувшимся фонтаном воды видно панорамную римскую виллу на закате. В воздухе повисает "пыль".

Наступает ночь, и Вилла Папирусов погружается в темноту.

Через мгновение из темноты выступает стена, далее см. выше.

За углом нас ждет длинный коридор, едва освещенный факелами. Это снова тоннели, которые пробивали в вулканических отложениях во время раскопок на деньги Бурбонов. Работали в них вначале каторжники, а найденное, будь оно хоть сколько-нибудь ценное в глазах королевского музейщика, тотчас отправлялось в Портичи, в частный музей короля. При такой технике раскопок полное открытие дома никого не интересовало.



Тоннель почему-то движется, что вызывает резонные подозрения. Одна вспышка - и всё становится понятным. Опять обещанная еще названием виртуальность.

Давайте проследуем дальше.

Вспышка нам будет только мешать. Вот так-то лучше.



Проходим "сквозь огонь" и видим разрушенный Дом Фавна в Помпеях.

Да, сейчас от его роскоши практически ничего не осталось, но мы ведь с вами почти в сказке… Шаг на "мозаику" на полу перед экраном,

и Дом Фавна на наших глазах восстает во всей своей предполагаемой красе.





Дальше за углом нас ждут виды городов, засыпанных Везувием в 79 г. н.э., какими они, вероятно, были до катастрофы.











А что ждет нас слева? Дверь какая-то…



Видно, что в комнатке стоит какой-то то ли шкаф, то ли ларец.

С виду, хоть и красивый, но самый обычный.

Однако это опять кажущаяся обычность - из-за света. Давайте его выключим…

Шкаф - сокровищница. На экране в середине верхней его части демонстрируются голографические изображения найденных в Помпеях, Геркулануме, Стабиях ювелирных украшений.

Если же опять воспользоваться вспышкой, то волшебство пропадает уже в следующем помещении…

Правда, и в темноте не слишком понятно, что нас ждет впереди.

Подойдем-ка поближе…

Мы знаем, что часть античных сооружений на Неаполитанском побережье ушла под воду. Например, в Баколи, за Поццуоли (на западной оконечности Неаполитанского залива, вернее, уже в самом Поццуольском), открыт Подводный парк Бай. Байи (как я уже упоминала) - это известный древнеримский курорт, а подводными исследованиями в Поццуольском заливе занимался еще Амедео Маюри в 1959 году. Может быть, я когда-нибудь найду силы и время подробно написать о найденном там под водой, а сейчас же ограничусь парой слов для понимания следующих фотографий. На них мы увидим т.н. Нимфей Клавдия, бывший, вероятно, когда-то триклинием. В его нишах стояли статуи членов семьи Юлиев-Клавдиев, богов и мифологических героев. MAV покажет нимфей сначала в разрушенном, а потом в восстановленном (предполагаемом) состоянии. Наслаждайтесь.





Если вернуться по фотографиям слегка назад, то мы увидим, что вдали зала с нимфеем Клавдия нас ждет еще одна дверь в обрамлении двух факелов.

Будем смелыми и зайдем туда. Маленькие размеры комнатки не позволяют даже ее сфотографировать. Но главное в ней вовсе не ее размеры, а реконструкции.





Прошу прощения за нечеткие фотографии, но изображение все время движется, изменяется. Каждую минуту мы видим новые картинки. Вот, например, кухня.

Вот еще один атрий. В нем солнечно, росписи радуют глаз. Зеленый пол внизу - это, разумеется, имплювий. Комплювий в этом доме очень велик, вероятно, во время дождя брызги летят из имплювия во все стороны.

Ну вот, как накликала - в атрии темнеет, солнце уходит.

Слышен шум начинающегося дождя, и - вы не поверите - в имплювий падают первые тяжелые капли. Присмотритесь, внизу "лужа", и видно, что "идет дождь".

Перистиль Виллы Папирусов днем



и ближе к вечеру - видите, уже зажгли светильники.



Да, мы ж не обратили внимания на мозаику на полу.

А если вам надоели частные дома, то можете выйти на форум Помпей.

Вот он перед нами, разрушенный, такой пустой. А ведь такая пустота римским главным площадям и не снилась. Вот примерно как выглядел форум в Помпеях до 79 г. н.э.

Ладно, что-то мы задержались в этой комнатке, а ведь впереди еще столько интересного. Выходим.

В следующем зале, в следующем зале мышь белая шесть экранов покажут нам реконструкции и Помпей, и Геркуланума, и вилл Стабий и Капри. Вот, например, карта Помпей.

А вот Вилла Папирусов в Геркулануме и Вилла Йовис на Капри.

Здесь вилла Сан Марко в Стабиях.



Картинки перемещаются на экранах слева направо. Переместимся с вами и мы, тоже слева направо, туда, где на предыдущих снимках видна библиотека Виллы Папирусов.

Здесь за два века раскопок нашли почти 2 тысячи папирусных книг-свитков. Это огромное количество. Некоторую часть удалось открыть и прочесть.

Эта картинка вовсе не статичная. Она движется, показывая нам библиотеку со всем сторон и во всех углах. А сейчас посмотрим на эту комнату при свете, потому что плоховато видно то, что слева. При этом нам придется зайти в соседнюю комнату.

Ах, вот это что - полки для хранения свитков, кстати, полные этих самых свитков. Да и соседняя комната тоже.



К сожалению, две следующие интерактивности в мой визит не работали. Но я все равно их хм... покажу, если это можно так назвать, и опишу, как они должны работать.

По обе стороны этого коридора экраны должны показывать древних римлян в человеческих рост, идущих по улице, то есть, "рядом" с нами, по своим делам - кто с тележкой, кто с тюком на плече.

На экране стойки интерактивная книга, ее теоретически можно листать. Когда она работает, однако. Листая книгу, можно выбрать ту картинку, что вы хотели бы рассмотреть подробнее, и она появится на большом экране на стене.

А сейчас слева от нас окажется большое помещение, вокруг которого, собственно, и выстроен путь по MAV. Там нас ждет огромный экран с форумом Помпей - как разрушенным Везувием, так и реконструированным. А также интерактивный стол-таблица, откликающийся на прикосновение. Сейчас я покажу только его и расскажу о его предназначении, а форум оставлю "на сладкое".

На таблице "плавает" с десяток разделов (в произвольном порядке по памяти) "Религия, Политика, Искусство, Общество" и т.д., каждый, в свою очередь, делится на подразделы (например, Искусство - Стили - Фрески, или "Cibo (Food) - Pasti, Pane, Pesce, Garum, Vino, Preparazione del Vino" и т.д. ). Выбрав раздел, дотрагиваемся до него на таблице, и она разворачивает для нас список подразделов или краткую справку по выбранной теме. К сожалению, на английский дублируются только названия разделов, остальное читаем по-итальянски.

Идем дальше.

В этом коридоре нас ждут четыре "аттракциона", но два из них - увы! - не поддавались фотосъемке, а еще два работали, да не полностью.

Это комнатка, раскрывающая перед нами мир римских бань, - ункторий терм, то есть помещение, где можно было натереться всякими маслами.

Экран показывает картинки на банную тему, а перед экраном стоит вот такая штука и пускает "пар".

Затем в следующей комнатке мы сможем "погулять" по термам.

Экран покажет, как выглядел и работал подогрев воды в бассейне: сначала мы увидим, как горит огонь, затем сверху появится пол - дно бассейна, затем пол покроет вода. После мы совершим экскурсию по виртуально реконструированному комплексу Стабианских терм Помпей - это их портик мы видим на фотографии; в термы виллы Йовис - владения императора Тиберия на Капри и в бани виллы Сан Марко.

Вот комнатка с четырьмя экранами. Из них работает только два, а должны быть на всех четырех фрески на одну тему. Например, бордельные или египтизированные.

А вот последняя экскурсия в Помпеи перед форумом. Мы пройдем по улице Висячего Балкона (vicolo del Balcone Pensile) и зайдем в единственный (из примерно 40 предполагаемых) всемирно известный бордель, который по-латински назывался лупанар. До некоторого времени именно этот лупанар считался принадлежащим (по известным надписям) неким Африкану и Виктору, но сейчас они числятся среди посетителей. Фотографии здесь опять не вышли, потому что изображение постоянно двигается.

Вот мы заходим в лупанар и видим на стенах выше дверей не менее известные фрески, изображающие различные сексуальные позы. До сих пор нет единого мнения по поводу того, зачем нужны были именно такие картинки. Вероятно, они просто украшали бордели, а возможно, являлись неким каталогом услуг. Надо сказать, что такого же типа фрески известны в Пригородных термах Помпей, где на втором этаже располагалась обитель удовольствий.

Осталось только заглянуть в одну из каморок с лупой - проституткой. То, что это были именно каморки, понятно и сейчас - маленькие комнатки с каменной постелью, на которую клали тюфяк, и, собственно, больше ничего. Ну, может, вино да закуски, если клиент оплатит. Но учитывая уровень доходов этих самых клиентов и стоимость услуг дам, вино и закуски были копеечными.

Дверь в каморку, конечно, откроется…

Кстати, обещанных релизом ароматов в воздухе и бэйджиков с различными программами в музее нет. Ну, вот почти и всё, а теперь пора на форум!

Итак, огромный экран для начала представляет нам помпейский форум в нынешнем его виде - весьма пострадавшим от извержения и сильно реставрированным. Мы стоим спиной к трем зданиям, в которых, предположительно, размещались органы муниципального управления. Перед нами форумная площадь с портиками по длинным сторонам, в конце которой - храм Юпитера.

Здесь изображение также непрерывно находится в движении. Форум сдвигается справа налево…



... и неожиданно для зрителя руины уступают место порядку.

Дальше - больше: помпейский форум снова в том виде, в котором, как считается по результатам исследований, он выглядел в 79 г. н.э. (Если быть точным, то несколько даже приукрашенным относительно результатов раскопок).









Бездумной "помпейской толпы", слава богам, делать не стали, однако народу на форуме непростительно мало.

Темнеет…

На форум опускается ночь.

 

ulli