Веселится и гуляет весь народ! (Компиталии)

 

Не успели отгреметь веселые Сатурналии, как на носу новое испытание ЖКТ и печени квиритов - Компиталии!

Слово Compitalia происходит от латинского compitum - перекресток, что отражает и смысл праздника: соседи "по перекрестку" вместе приносили жертвы Lares Compitales, компитальным ларам, покровителям добрососедства, защитникам живых членов общины.



Уотерхаус. Римское жертвоприношени

Точных дней Компиталий не существует, они праздновались через несколько дней после Сатурналий (по упоминанию Дионисия). Цицерон писал, что Компиталии приходятся на календы (первый день каждого месяца) января, но в одном из писем к Аттику указывает другую дату - четвертый день от нон (5 день января), то есть, 2 января. Традиционно считается, что праздник проходил с 30 декабря по 1 января.

В этот период на уличные алтари жители квартала приносили жертвы для ларов (включая maniae - шерстяных куколок по числу свободных и шаров - по числу рабов, которые, вне всяких сомнений, замещали человеческие жертвы), а для соседей - еду. Общая трапеза была действительно общей - на время Компиталий (как и Сатурналий) рабы уравнивались в правах со свободными и получали дополнительно почти 3,5 литра вина (см. Катон. О земледелии, 57: "Вино рабам. [... на [...] двенадцатый - в день по 3 гемины, т. е. в месяц по амфоре. Сверх того в Сатурналии и в Компиталии по 3 1/2 конгия на каждого человека").



Альма-Тадема. Уличный алтарь

Обслуживали культ ларов квартальные коллегии - товарищества - как рабов, так вольноотпущенников и свободных. Несомненно, организация доставляла участникам коллегий удовольствие, ибо праздник был хоть и серьезным, но и веселым, сытным - помимо пира, люди пели, танцевали, участвовали во всяческих шутливых состязаниях. В деревенской усадьбе - villa rustica - жертвоприношение от имени проживавших в ней совершал не владелец усадьбы, а управляющий - вилик.

По традиции (Дионисий Галикарнасский, IV, 14, 3-4) считается, что Компиталии учредил шестой из семи царей Древнего Рима, правивший в начале VI века до н.э. этруск Сервий Туллий, до своего царствования, кстати, бывший рабом. "Потом он [Сервий Туллий] повелел, чтобы на всех перекрестках соседями были устроены часовни для Ларов перекрестков, и предписал совершать ежегодно им жертвоприношения, а каждому дому вносить жертвенный пирог. Повелел он также, чтобы тем, кто исполняет священные обряды от имени соседей, прислуживали на священнодействиях не свободные, а рабы, поскольку служение рабов рассматривалось как угодное Ларам. Римляне еще и в наши дни справляют это весьма всеми почитаемое и роскошное празднество через несколько дней после празднества Сатурналий, именуя его Компиталиями, по перекресткам - ведь они зовут перекрестки compita. Они сохраняют эти обряды в соответствии с древним обычаем, умилостивляя Ларов освобождением рабов в эти дни от всего рабского, чтобы те, становясь покорными благодаря такому человеколюбию, несущему печать некоего величия и святости, лучше бы относились к своим господам и меньше бы тяготились своей печальной участью". Вероятно, участие рабов в таком празднике как бы инкорпорировало чужака в общину, заставляло чувствовать себя ее частью и полагаться на ларов-защитников так же, как это делали римляне. Помимо собственных богов, привезенных с родины, раб-чужеземец получал в новом отечестве и новых богов, в том числе ларов различного назначения, охранявших человека в быту. Кстати, своевременное обращение к фамильным, домашним, ларам в виде просьбы о защите у алтаря-ларария в домовладении могло временно охладить гнев хозяина. В жертву ларам приносилась медовая выпечка.



Бронзовая статуэтка лара. Эшмолеанский музей искусства и археологии

Плиний (NH, XXXVI, 70) однако сообщает, что праздник учредил Тарквиний Приск в честь Сервия Туллия (бывшего, по легенде, еще и сыном фамильного лара, поскольку домашние видели его младенцем в кольце огня, не причинившего ему вреда). Смешно, да, учитывая, что мать Сервия Туллия, плененная Тарквинием, жила у того дома, а супруга Тарквиния Танаквиль привязалась к ней (а затем и к ее сыну). Домашний лар, конечно же.

Макробий (Sat., I, 7,1,34-35) рассказывает про человеческие жертвы на Компиталии при Тарквинии Гордом: "Тут Альбин Цецина добавил: "Какое изменение жертвоприношения ты, Претекстат, ныне припомнил, [такое же изменение] я нахожу повторяющимся затем в Компиталиях, когда на перекрестках по [всему] городу проводились игры, восстановленные, надо думать, Тарквинием Гордым для ларов и Мании согласно ответу [оракула] Аполлона, которым было предписано, чтобы за головы [ее] умилостивляли головами. И довольно долго соблюдали то, что за спасение близких закалывали детей для богини Мании, матери ларов. После свержения Тарквиния консул Юний Брут постановил, что этот род жертвоприношений надлежит отправлять по-другому. Он приказал умилостивлять [ее] головками чеснока и мака, чтобы [это] в известной степени совершалось согласно изречению Аполлона, упоминавшему о головах, устранив, стало быть, злодейство приносящего несчастье жертвоприношения. И было решено, чтобы опасность, если бы та грозила семьям, устраняли изображения Мании, подвешенные перед дверьми [у] каждого в отдельности [дома], и сами игры назвали "Компиталии" от перекрестков (compitorum) дорог, на которых они проводились. [...]".





Бронзовые статуэтки ларов. Археологический музей Неаполя

Алтари, посвященные ларам (а также пенатам, гениям членов familia и прочей домашней божественной живности), назывались ларарии. Каждый римский дом имел ларарий - его декоративная отделка зависела исключительно от уровня богатства домовладельца. Дома в ларариях стояли статуэтки соответствующих божеств.



Набор фигурок из ларария домовладения в Боскореале

Уличные ларарии, обычно небольшие, украшались росписями. Часто их делали в виде ниш в стенах. Не знаю доподлинно, но, полагаю, вряд ли они были богаты бронзовыми статуэтками. Скорее всего, ларов изображали внутри ниш на фресках, как в ларарии из Помпей на фотографии ниже.







В середине I в. до н.э. Сенат запретил квартальные коллегии, обслуживавшие Компиталии, боясь неконтролируемых сборищ рабов и вольноотпущенников. Во время Гражданских войн народу было не до Компиталий, и вновь о них вспомнил лишь Август. Заодно он реформировал (с 14 по 7 гг. до н.э.) празднества, добавив к компитальным ларам своего гения и ларов императора, а также перенеся Компиталии на весну и лето.

 

ulli