Консуалии, или Буон Феррагосто!

 

Cегодня – 15 августа, в августовские иды – в Италии начинается Феррагосто. Древний праздник Консуалий знаменовал окончание жатвы, а значит, каникулы для сельхоззанятых граждан и неграждан. (Античные авторы называют и 18, и 21 августа, но нам это не слишком важно).

Именно на этом злосчастном празднике римляне поступили, как настоящие кентавры, – украли у гостей сабинян девок. Правда, мотивация была серьезной, однако без помощи Юпитера (или Конса) Рим бы не справился.

Согласно одной из гипотез (которую поддерживает и наш многостаночник Плутарх), с этих пор жители Рима стали именоваться также и квиритами – в честь сабинского города Cures.

Консуалии проводятся дабы почтить бога Конса, бога запасов, ответственного за посев и сохранность зерновых культур. Его алтарь в Риме открывался для возлияний лишь два раза в год – 21 августа после окончания жатвы и 15 декабря – по окончании посева.

Священными животными Конса считались ослик, лошадка и мул. Поэтому в дни празднеств эти животные не работали, хорошо питались и участвовали во всяких шуточных состязаниях. Для жителей столицы позже устраивались конные бега и колесничные ристания.

У Конса не было собственных жрецов, поэтому его культ дважды в год отправляли фламин Квирина и весталки. Квирин – это такой мирный Марс, бог народного собрания, и вновь этимологию можно подтянуть к сабинским Курам.

Современное название праздника связано с латинским выражением Feriae Augusti (итал. festa di agosto) – Праздник Августа. После победы над Антонием в битве при Акции Октавиану требовался отпуск от трудов праведных, лучшего применения древним Консуалиям он найти не мог.

Actiaca Pugna, сражение при мысе Акций – последняя крупная морская баталия античности. Состоялась она 2 сентября 31 года до н.э. На кону стоял дальнейший путь развития Древнего Рима – или за Александром Македонским, свободой, равенством и братством эллинизма, которое воплощал Марк Антоний (как он думал); или за идеалами посконного Рима, то есть, традиционными римскими ценностями, которые поднял на стяг Октавиан Август (хитро прикрыв этим стягом принципат). Победил, как мы знаем, последний. Да здравствует Империя!

Позднее Августалии стали отмечать в другие даты – в день рождения Августа (как раз в августе), в день его смерти и все такое. В Неаполе Августалии отмечали с особенным шиком – с музыкой, пением и танцами в виде большого фестиваля. В целом, с датами – беда, но праздник самый настоящий.

Поскольку в этот же день христиане отмечают Успение Богородицы, то во многих местах Италии эти два праздника смешиваются в нехитрых народных ритуалах. Например, на Сардинии торжественно купают статую Девы Марии, чтобы хранила рыбаков да моряков от стихии. Что, конечно, не отменяет пышных церковных торжеств по этому поводу.

В общем, буон феррагосто, синьоры и синьоры, товарищи и товарищи!

1. Южная сторона Алтаря Мира – Ara Pacis Augustae, с изображением фламинов за жертвоприношением и тянущейся за ними процессии из членов императорской семьи, включая самого Августа, его зятя Агриппу и прочих. 13–9 гг. до н.э.

2. Камея из коллекции Блакаса, т. н. Камея Блакаса. Вырезана из четырехслойного сардоникса. Высота – 12,8 см. Август здесь изображен в (казус!) эллинистической традиции правителя-воина. 1 половина I в. н.э.

 

ulli