Рисунки XVII века с изображением помпейских стенных росписей

 

Когда фотография не была еще придумана, а потом придумана, но не распространена, а археологов как таковых еще не существовала, раскопки не нуждались в фиксации, и все найденные предметы отправлялись прямиком в жилище инициаторов раскопок.

Так было и с Помпеями, и с Геркуланумом. Но все-таки необходимость оставлять какие-то описания найденного в причастных к раскопкам людях была сильнее механического удаления грунта и перемещения древних ценностей во дворцы.

Придворный архитектор неаполитанских Бурбонов Франческо Ла Вега в 1760 году был назначен управляющим раскопками в Помпеях и Геркулануме. С этого периода археологическое исследование вышло на новый уровень: во-первых, Ла Вега распорядился вывозить выкопанный грунт за территорию мертвых городов; во-вторых, всё, что не забрали в королевский музей, оставалось на месте находки; в-третьих, при Ла Веге откопанные и погибающие на открытом воздухе дома начинают реставрировать.

К сожалению, методы реставрации в 18-19, да и 20 веках были весьма далеки от совершенства, и многое из открытого раскопками того времени мы утратили. Возвращаясь к началу моего поста, хочу вновь посетовать на невозможность запечатлеть фрески Помпей во всем их великолепии при открытии. Вместо точных фотографий нам на память остались довольно объемные издания гравюр и акварелей.



















ulli