Новые раскопки в V районе*

 

12.10.19. В Помпеях обнаружили фреску с изображением гладиаторов на арене

02.04.19. Термополий — забегаловка античных Помпей

06.03.19. Дом без имени и катастеризм Ориона

24.01.19. Комната скелетов и другие жертвы Везувия

18.01.19. Новый ларарий из V района Помпей

09.01.19. Новые фрески, избирательная надпись и уличный знак Помпей

 

 

12.10.19. В Помпеях обнаружили фреску с изображением гладиаторов на арене

В ходе раскопок в V районе Помпей найдена фреска, изображающая двух гладиаторов на арене цирка, судя по всему — мурмиллона и фракийца. Фреска хорошо сохранилась и позволяет судить о вооружении обоих бойцов, а также о предполагаемом моменте схватки между ними. Об этом говорится в официальном сообщении Археологического парка Помпей.

Изображения мурмиллонов и фракийцев часто встречаются на помпейских фресках, рельефах, в виде скульптур и даже граффити — нацарапанных на стенах рисунках и надписях. Все это, несомненно, свидетельствует о высокой популярности этого вида развлечений в древних Помпеях.

До нас дошло и некоторое количество афиш — надписей на помпейских стенах, объявлявших о проведении в ближайшие дни гладиаторских игр. В таких объявлениях, помимо даты, обязательно указывалось имя устроителя — обычно им являлся представитель муниципальной знати, известный в городе благотворительностью и политическими амбициями.



Фреска с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

Важной информацией было указание типов выставляемых на арену гладиаторов, включая звериную травлю, и их количества. Если погода ожидалась излишне солнечная или дождливая, над зрительными рядами амфитеатра натягивали специальный тент — веларий (velarium), о чем также сообщалось в афише.

Новая фреска размером 1,12 на 1,5 метра открыта в квартале за перекрестком переулка Серебряной Свадьбы (vicolo delle Nozze d'Argento) и переулка Балконов (vicolo dei Balconi). На ней изображен бой двух гладиаторов, причем можно даже определить вид вооружения обоих.



Фреска с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

Предположительно, слева наступает мурмиллон, в левой руке он держит большой щит. В правой его руке — гладий (gladius), короткий, длиной до полуметра, меч.

От ударов противника его голову защищает широкополый шлем, украшенный гребнем, с решетчатым забралом. Такой шлем не скрывал обзора, а его широкие поля прикрывали шею и предохраняли его владельца от удара мечом сверху.

На правой руке мурмиллона — маника (manica), наруч, защищавший руку, не закрытую щитом, а на левой ноге — поножь, не доходящая до колена. Неотъемлемой частью гардероба гладиаторов являлся сублигакул (subligaculum), кожаная набедренная повязка, в жизни обычных римлян служившая нижним бельем.







Фреска с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

Его противник — фракиец — находится в довольно уязвимой позиции: его цилиндрический щит валяется поодаль, а меча и вовсе не видно. На фракийце мы также видим сублигакул и поножи — в его случае высокие металлические, как и положено этому типу гладиатора.

На левом запястье у фракийца — короткий наруч или широкий браслет. Шлем у фракийца, как и у мурмиллона, — широкополый, с гребнем. Кажется, что правую руку он прячет за спину, так что, возможно, меч все еще при нем.

Художник изобразил и ранения фракийца — видно, что кровь капает из ран на левом запястье и левой стороне груди. Гладиатор протягивает левую руку в сторону, а в сообщении Археологического парка Помпей этот жест интерпретируется как просьба о спасении от неминуемой гибели.



Фрагмент фрески с изображением гладиаторов на арене из V района Помпей

В официальном сообщении мурмиллон также называется скутаром (scutarius), а фракиец — пармуларием (parmularius). Эти названия гладиаторов не отражают их тип, а относятся лишь к носимым ими щитам — скутуму (scutum) и парме (parma) соответственно.

Однако в данном случае оба гладиатора изображены со щитами другого типа — ни скутума, ни пармы тут нет. У мурмиллона должен быть большой прямоугольный щит, а у фракийца — небольшой круглый. Между тем оба щита на фреске — полуцилиндрические.

Бой изображен на белом фоне, а сама фреска заключена в красную рамку, что указывает на законченность картины. Какие-либо надписи на ней отсутствуют. Возможно, это изображение фантазийное, хотя известны рисунки из Помпей, на которых указаны имена гладиаторов и даже исход поединка.

Слева от угла сохранился фрагмент другой фрески, возможно, того же цикла — тоже на белом фоне и в красной рамке. Однако кого она изображает, интерпретировать пока затруднительно.



Фрагмент фрески на другой стене комнаты, где найдена фреска с изображением гладиаторов

Археологи предполагают, что помещение, украшенное фреской с гладиаторами, — это лавка или, скорее всего, таверна, в которой также был второй этаж. На это указывает след от деревянной лестницы, шедшей прямо над фреской, этим объясняется и ее трапециевидная форма.

Тот факт, что фреска украшала стену под лестницей, может указывать на доступность этого угла для обзора посетителей.

В то же время в большой стенной росписи атрия Дома по улице Везувия, где зимой этого года была открыта большая стенная роспись атрия, лестница обрезала правый нижний ее угол — по какой-то причине хозяева ограничились в этом углу лишь чистовой штукатуркой (возможно, временно) и использовали его как кладовку.

Согласно одной из гипотез о предназначении этого заведения, которое, возможно, часто посещали гладиаторы (отсюда и мотив росписи), верхний этаж занимали комнаты для оказания сексуальных услуг.

Через три квартала от этого дома, в пятой инсуле V района, на Ноланской улице (via di Nola) расположена так называемая Казарма Гладиаторов (Caserma dei Gladiatori). Из этого дома происходит наибольшее количество надписей, относящихся к гладиаторам, — 143.

Поэтому предположение о наличии в этом районе заведений, чьими завсегдатаями могли быть гладиаторы, не лишено оснований. Впрочем, наверху мог жить сам хозяин лавки, а роспись с изображением гладиаторов могла быть всего лишь данью моде или его любимому виду развлечений.

И мурмиллон, и фракиец — самые распространенные типы гладиаторов, традиционные противники друг друга. Оба типа произошли от вооружения национальных воинов армий, в свое время побежденных Римом: галлов и фракийцев, повторяя их набор вооружения и защиты.

Оба типа — и мурмиллон, и фракиец, — обычно выходили на бой с голым торсом, то есть были довольно уязвимы для холодного оружия противников. В то же время они, очевидно, благодаря развитой мускулатуре смотрелись на арене весьма выразительно.

Профессиональные гладиаторы, выступавшие в этих амплуа, могли быть любого происхождения — требовалось лишь, чтобы на них было соответствующее вооружение и чтобы они обладали необходимыми навыками обращения с ним. Иногда один и тот же гладиатор мог сражаться в разных амплуа. К примеру, самый известный римский гладиатор, Спартак, выступал в вооружении фракийца.

(источник)

 

 

02.04.19. Термополий — забегаловка античных Помпей

В V районе Помпей, где уже больше года идут работы по укреплению грунта, а также археологические исследования так называемого «клина» площадью один гектар, на углу переулка Балконов и переулка Серебряной Свадьбы открыт термополий. Это античная точка общественного питания, где можно было перекусить или купить еду на вынос.

Бoльшая часть населения Помпей жила в небольших комнатах при табернах-лавках без кухонь, поэтому термополии, предлагавшие недорогие и незатейливые горячие блюда местной кухни имелись во всех районах города.

Отличительным признаком такого заведения была стойка с утопленными в нее большими горшками, в которые то и дело добавляли свежеприготовленную еду из кухни термополия. За счет того, что керамический сосуд был погружен внутрь прилавка и закрывался крышкой, он сохранял пищу горячей довольно долго безо всякого подогрева.



Самый известный помпейский термополий, принадлежавший Ветуцию Плациду. В конце прилавка — расписанный ларарий

Термополии — вовсе не помпейское изобретение, они были распространены по всей империи, просто в Помпеях, Геркулануме и Остии они сохранились лучше всего, поскольку археологические памятники тут избежали поздней застройки.



Термополий в Геркулануме с разрушенным прилавком. Хорошо видно его устройство

На фотографиях Археологического парка Помпей традиционный прилавок термополия еще не освобожден от продуктов извержения вулкана до конца, зато они дают представление о том, что увидели археологи, расчищая это помещение.





Расчистка термополия

С внешней стороны прилавка так и остались стоять в лапилли больше десятка разнокалиберных амфор, среди которых затерялся бронзовый ковшик. Их, конечно, унесут отсюда, а вот настенные росписи и напольные мозаики, если они здесь есть, будут реставрированы, укреплены и останутся на месте.

Вот и первые фрески термополия — ими украшена стойка со стороны посетителей.



Росписи прилавка термополия

Одна из них изображает нереиду на морском коне-гиппокампе с лирой в руках в компании двух рыб, а другая — фантазийную сценку из жизни древнеримского «макдональдса», на которой амфоры стоят с внешней стороны прилавка точь-в-точь, как в последние часы жизни этого заведения.



Росписи прилавка термополия

В такой разнокалиберной таре хранилось подаваемое в лавке недорогое вино, рыбный соус гарум, масло и тому подобное. Из-за частого использования емкости в течение рабочего дня могли стоять прямо в торговом зале, никого не смущая.

Вероятно, расписанный прилавок может сопровождаться и соответствующим декором стен термополия. По крайней мере, на это хочется надеяться, поскольку некоторые помпейские заведения общепита сохранили свое росписи. Например, в одной из таких столовых на стенах нарисован почти что комикс из трех частей, изображающий обычные занятия горожан в термополиях — встречи, застолья, азартные игры.



«Комиксы» в термополии Помпей

Если помещение позволяло, то в нем стояли столики для желающих перекусить на месте. Тут же в зале могли висеть связки луковиц или головок чеснока, колбаски и прочая снедь, которую не нужно было готовить непосредственно перед подачей на стол. Стены занимали полки для посуды или тех же амфор.

Иногда при термополии была комнатка, которую сдавали для желающих переночевать — Помпеи были портовым городом. Часто тут оказывали и дополнительные услуги, включая проституцию. Ею мог заниматься обслуживающий персонал столовой.



Росписи прилавка термополия

В среднем термополии в Помпеях обычно занимают одно-два помещения на первом этаже, и в одном из них почти всегда есть ларарий — место для подношения даров хранителям заведения. Убранство ларария зависит от зажиточности лавочника — это может быть небольшая ниша, а может — и расписанный фрагмент стены, как в термополии Плацида.

Хозяин заведения обычно жил над своей лавкой, на втором этаже. Хотя иногда лавочка была настолько небольшой, что для жилья владелец оборудовал что-то типа полатей или нар непосредственно в помещении, где происходила торговля. Образец такой лавки сохранился в Геркулануме.



Лавка в Геркулануме с реконструированным фрагментом перекрытия для кровати владельца, ее ножка видна слева.

На фотографиях из района V также хорошо видно и другие детали устройства термополия. Например, пол сделан в технике cocciopesto — разноцветные плитки мрамора в строительном растворе, а в каменных блоках дверного порога сделана колея для двери-«гармошки», скрепленной петлями из нескольких полотен под размер проема.



Порог термополия

В течение всего дня термополий был гостеприимно открыт для приема посетителей. Наверняка в нем толпился народ, особенно в вечерние часы после работы. После окончания трудового дня хозяин задвигал дверь-«гармошку» и запирал ее, однако жизнь термополия продолжалась и после закрытия — следовало убрать торговый зал и кухню и приготовить их к следующему дню.



Вход в термополий: сразу за порогом посетителя встречает прилавок

(источник)

 

 

06.03.19. Дом без имени и катастеризм Ориона

Раскопки на территории Археологического парка Помпей продолжаются круглый год, и в январе и феврале ученые открыли еще несколько интересных артефактов. Часть из них найдена в богатом и роскошно отделанном доме на улице Везувия, пока не получившем собственного имени, а в Доме Юпитера полностью очищена и интерпретирована напольная мозаика с изображением Ориона.

С давних пор в Помпеях всем домам, освобожденным от продуктов извержения Везувия, принято давать названия. Позже к ним добавились номера — получилось что-то вроде современного адреса.

В названиях обычно отмечалось нечто особенное, связанное с домом. Например, Дом Фавна получил свое название по замечательной бронзовой статуэтке, найденной в его атрии, Дом Веттиев — по имени владельцев, а Дом Шампьонне — в честь французского генерала, возобновившего раскопки в начале XIX века. Такое разнообразие названий, конечно, сбивает с толку туристов.

Безымянный дом

В новых раскопках V района постепенно раскапывают чудесный дом с потрясающей декоративной отделкой, элементы которой Археологический парк Помпей часто публикует в новостях.

Мы уже познакомились с изображением Приапа на фреске из фауцев (помещения у входа в дом), призванной защищать от сглаза гостей и хозяев, с небольшим панно, где запечатлен момент из мифа о соблазнении Зевсом Леды, с мозаичным фонтаном, который украшал сад этого владения.

И — удивительное дело для Помпей — этому дому до сих пор еще не дали собственного имени. В документах и пресс-релизах Археологического парка он фигурирует как Дом вдоль улицы Везувия (Casa lungo via del Vesuvio).

Несмотря на отсутствие имени, дом демонстрирует высокий вкус своих хозяев, и эта красота заставила руководство Археологического парка Помпей изменить проект. В первоначальном варианте раскопками предполагалось очистить лишь участки за стенами вдоль улиц, чтобы снизить давление на них грунта изнутри домов. В периоды дождей это давление усиливается и уже неоднократно приводило к обрушению древних стен. Однако теперь решено увеличить площадь раскопок на этом участке.

В День Всех влюбленных — 14 февраля — аккаунты Археологического парка Помпей в социальных сетях наполнились фотографиями расчищенной кубикулы с Ледой и стен до сих пор не публиковавшегося помещения дома — атрия.



Отделка стен кубикулы - спальни в древнеримском доме



Отделка стен кубикулы. Слева на стене - изображение Леды с лебедем

Кубикула и атрий

Наконец мы увидели не только пинаки в верхнем ярусе отделки стен и картину с Ледой и лебедем, но и полную роспись стен этой комнаты. Она выполнена в так называемом «IV стиле» помпейской живописи, характерной для последнего десятилетия существования города (извержение Везувия, погубившее Помпеи, произошло в 79 году нашей эры).

Нижний ярус росписи демонстрирует различные живописные сцены на фоне знаменитого rosso pompeiano — помпейского красного. Здесь и цветы, и небольшие натюрморты, и пир диких зверей, и изящные грифоны. Все это разделяется и обрамляется цветочными же гирляндами и геометрическими рамками.







Нижний ярус настенной росписи в кубикуле с Ледой

Средний ярус, как и положено «четвертому стилю» разделен на панели, центр которых украшают картины на мифологические темы. Одна из них нам уже известна — это любовная сцена Леды и Зевса в обличии лебедя. К сожалению, сюжет другой картины на соседней стене пока никак не истолкован, потому что стена сильно повреждена.

Здесь также использованы цветочные гирлянды, а центр угловой панели занимает медальон с шаловливо настроенным купидоном.



Угловая панель кубикулы с изображением Купидона

Роспись верхнего яруса стен этой кубикулы Археологический парк Помпей демонстрировал в социальных сетях в конце прошлого года, когда комната была еще забита вулканическим мусором.

Теперь же очищена не только Комната с Ледой, но и часть атрия — главного помещения дома. Здесь стены также отделаны в «IV стиле», с использованием более ярких фонов, нежели в кубикуле с Ледой: помпейский красный, желтый, черный.



Стена атрия с изображением Нарцисса

Центральная панель с насыщенным желтым фоном содержит картину на популярный мифологический сюжет — «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде». Юный самовлюбленный красавец Нарцисс отправился на охоту, где, отдыхая у ручья, неожиданно увидел свое отражение в воде. В этот момент, гласит миф, он был наказан неразделенной любовью к самому себе и умер, не в силах отвести взгляд от отражения. За плечом у Нарцисса стоит Эрот с луком в руках, а у ног — недоуменный охотничий пес.



«Нарцисс, любующийся своим отражением в воде»

Несмотря на трещины в стене, роспись прекрасно сохранилась, за исключением лиц Нарцисса и Эрота, но это, скорее, случайное повреждение — сообщений о том, что этот дом исследовался ранее, пока не поступало.

Угловые панели имеют красный фон и украшены изображениями менад и сатиров, парящих в воздухе. Черный цвет использован в росписи цоколя и разделяющих красные и желтые панели архитектурных мотивов.



Отделка угловых панелей в атрии

Лестница на второй этаж

Еще одно интересное открытие в Доме на улице Везувия — лестница, ведущая на второй этаж. Мы давно знаем, что дома в Помпеях (и Геркулануме) не были одноэтажными. Практически все они имели второй, а то и третий этаж. Лестницы на верхние этажи могли быть внутри дома, а могли иметь и отдельный вход с улицы. Но поскольку они были деревянными, то до нас дошли лишь их каменные базы в две-три ступени и отпечатки на стенах, к которым они прилегали.





След от лестницы на стене атриума

Бросается в глаза, что лестница в атрии Дома на улице Везувия была установлена еще до того, как стены расписали в «IV стиле». Пространство под лестницей отделано одной лишь чистовой штукатуркой — по-видимому, хозяева использовали его как временную кладовку, потому что археологи обнаружили здесь дюжину стеклянных сосудов, восемь амфор и бронзовую воронку.



Бронзовая воронка, найденная под лестницей в атриуме

Также при расчистке пола атрия, около имплювия — маленького бассейна, собиравшего дождевую воду в подземную цистерну (в крыше атрия для этого было устроено отверстие — комплювий), нашли бронзовую ситулу. Это сосуд в форме ведра, обычно с ручкой. Он стоит около устья той самой подземной цистерны с дождевой водой.



Бронзовый сосуд возле подземной цистерны для дождевой воды

Мозаика из Дома Юпитера

В начале февраля Археологический парк Помпей опубликовал полностью напольную мозаику из Дома Юпитера и расшифровал изображенный на ней сюжет. По мнению специалистов, многофигурная композиция посвящена катастеризму Ориона.



Мозаика с изображением катастеризма Ориона из Дома Юпитера

Орион — знаменитый охотник, отличавшийся красотой и ростом, герой целой серии античных мифов, часть из которых в разных местах Греции имела свои версии. Даже его смерть имеет массу вариантов. Мифы сходятся в одном: после своей смерти Орион был помещен богами на небо в виде созвездия. Этот процесс и называется катастеризмом.





Мозаика украшает центр пола алы в атрии — комнаты-«крыла», ничем не отделенной от большого пространства атрия. Специалисты Археологического парка датируют ее II веком до нашей эры.



 

 

24.01.19. Комната скелетов и другие жертвы Везувия

Завершаем подведение итогов осеннего археологического сезона в Помпеях. В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода, в частности о ларарии в одном из домов V района, и новых фресках. На этот раз речь пойдет об останках людей и животных, которые по-прежнему находят под развалинами Помпей.

Как мы знаем, в Помпеях и окрестностях открыты останки чуть менее двух тысяч жертв извержения Везувия 79 года. Люди погибали на улицах, в домах, садах, на дорогах уже за городскими стенами. Чем раньше помпеец покидал город, тем больше у него было шансов выжить. Однако не все понимали грозящую Помпеям опасность, поэтому рассчитывали отсидеться в городе, спрятавшись в своих (или чужих) домах.

Органические останки погибших с течением времени исчезли, оставив после себя в слоях вулканических продуктов лишь пустоту и кости. То же самое произошло с деревянными и текстильными предметами быта. Во второй половине XIX века управляющий Помпеями археолог Джузеппе Фиорелли предложил эти пустоты при раскопках не разрушать, а предварительно заливать гипсом, чтобы получить объемную отливку истлевшего предмета или тела.

Так современный мир получил гипсовые «копии» дверей, ставень, мебели и прочих деревянных предметов, а также увидел позы, в которых помпейцы распрощались с жизнью.

К сожалению, за 100 с лишним лет гипсовые отливки удалось сделать всего примерно с сотни погибших. Однако хватает и этого небольшого количества фигур, чтобы впечатлиться трагедией людей, заваленных пеплом и обломками почти две тысячи лет назад.



Человеческие останки в Комнате скелетов

Первая жертва на новых раскопках в V районе была найдена 22 мая прошлого года. Мужчина погиб прямо на улице, недалеко от городских ворот. И на этот раз гипсовый слепок тела не удалось сделать по причине аж двойного его смещения. Сначала после гибели помпейца в слое лапилли на его тело приземлился подхваченный пирокластической волной тяжелый каменный блок типа дверного порога. Затем в период правления в Неаполе Бурбонов, когда раскопки Помпей велись путем пробивания тоннелей в вулканических отложениях, верхняя часть его скелета съехала вниз как раз из-за работ по устройству такого прохода.



Человеческие останки в Комнате скелетов

И вот теперь, в ходе осеннего археологического сезона, в известном нам Доме с садом открыта целая Комната скелетов (как ее уже успели назвать). И вновь сделать гипсовые слепки не представляется возможным, поскольку положение тел катастрофически нарушено: раздавленный череп одной из жертв извержения находится рядом с конечностями другой жертвы, мелкие объекты типа кольца с фрагментом пальца валяются вообще в стороне от тел. Как же и когда это могло произойти?



Человеческие останки в Комнате скелетов

Оказывается, стратиграфию помещения, то есть строго последовательное расположение слоев-страт продуктов извержения вулкана, нарушило вторжение мародеров. Возможно, они появились здесь даже раньше официальных раскопщиков второй половины XVIII века. Об этом свидетельствуют проходы и дыры, пробитые в стенах.



Человеческие останки в Комнате скелетов

Предварительное исследование помпейского антрополога Валерии Аморетти рисует нам грустную картину гибели помпейцев. По меньшей мере шесть человек (женщины и дети) пытались укрыться в одной из ближайших к входу в дом комнат, которая успешно сопротивлялась натиску лапилли. Однако это не спасло их от пирокластической волны, промчавшейся по всему дому и обрушившей крыши с тяжелой черепицей и верхние части стен.



Человеческие останки в Комнате скелетов

Черепа, как это уже стало традиционным, демонстрируют великолепные зубы. Этим, кстати, отличается подавляющее большинство жертв Везувия — кариеса практически ни у кого из них не было. Скорее всего, это результат преимущественно вегетарианского питания и почти полного отсутствия сахара в пище, а также высокого содержания фтора в почвах региона, который выделяется в атмосферу как раз во время вулканической деятельности Везувия.

(источник)

 

 

18.01.19. Новый ларарий из V района Помпей

Продолжаем подводить итоги осеннего археологического сезона в Помпеях. В предыдущих выпусках нашего блога речь шла о предметах домашнего обихода и новых фресках. Еще одна примечательная роспись была открыта в V районе, причем это не просто роспись, а роскошный живописный ларарий.

Ларарии — это маленькие домашние святилища, где хозяева дома вместе с членами familia (в которую входили даже рабы) отправляли культы домашних хранителей — пенатов и ларов. Почти в каждом помпейском доме был хотя бы один ларарий. Иногда и не один — для рабов устраивался свой, попроще, поменьше. Например, на кухне.

Домашние ларарии предназначались для представления богов, которым поклонялись в доме, и для жертвоприношения им. Эти две функции определяли внешний вид домашнего святилища, но не ограничивали его в деталях. Поэтому все помпейские ларарии похожи друг на друга, но в то же время сильно отличаются по своей отделке.









Так выглядят ларарии, обнаруженные в Помпеях ранее

Обычно для размещения персонификаций божков помпейцы использовали нишу в стене. Часто ее украшали выступающим фасадом с фронтоном, что делало нишу похожей на храм, и дополнительной ступенькой для размещения статуэток. Перед таким ларарием стоял алтарь (деревянный, мраморный, туфовый, бронзовый — на что хватало у хозяев средств, вариантов было немало). Он мог был постоянным или переносным.

И, конечно же, самым распространенным способом украшения маленького святилища была фресковая роспись, в которой использовался определенный набор изображений. У не слишком зажиточного семейства ларарий мог представлять собою лишь расписанный фрагмент стены, а у богачей — занимать целый угол в виде небольшого храмика на цоколе. Такой, например, украшает атрий роскошного Дома Менандра.

Новый ларарий был открыт в третьей инсуле (квартале) V района, в доме, который уже исследовался в начале XX века, однако не был до конца приведен в порядок. Поэтому сейчас дом попал в программу укрепления фасадов зданий, выходящих на улицы. В сезон дождей на грунт внутри кварталов идет давление, разрушительно действующее на стены, освобожденные лишь с одной стороны, что грозит им обрушением. Ларарий как раз и украшает изнутри дома стену, выходящую на уже раскопанную улицу.

Выглядит он, как картина размером 4 ? 5 метров. В правой верхней части росписи устроена ниша, по бокам от нее из стены выступают пилястры, под ней та самая ступенька, предназначенная для статуэток, а сверху все это великолепие венчает фронтон. Как и положено, под нишей ларария стоит маленький алтарь для жертвоприношений. Домашние божки — лары и пенаты — принимали бескровные жертвы: фрукты, вино, домашнюю выпечку.

В Помпеях найдено некоторое количество таких статуэток, как правило бронзовых. Стандартный набор: пара ларов, пара пенатов, иногда бог из основного пантеона, например Юпитер. В ларарии одной из вилл Боскореале было найдено аж семь бронзовых фигурок. Если размер полки ларария позволял, то туда выставлялись и бюсты уже умерших членов семьи.

В новом ларарии по сторонам ниши как раз изображены два домашних божка, скорее всего это лары. Под нишей нарисован алтарь. Он не слишком похож на тот, что стоит на полу, зато на нем всегда лежат жертвы — шишка пинии и яйца. К алтарю сползаются с разных сторон две змеи. Это агатодемоны — добрые духи, символизирующие процветание и удачу, их тоже следовало не забывать при жертвоприношении. Такие змеи есть на многих расписных стенах ларариев Помпей, смысл у них исключительно доброжелательный.

Вокруг ниши и жертвенника изображен фантастический сад, наполненный певчими птицами — они сидят почти на каждой ветви. Нижний ярус стены продолжает тему сада: здесь в невысоких кустах гуляет тщательно выписанный павлин. Пространство, которое украшает эта стена, похоже скорее на внутренний дворик, чем на комнату. Поэтому нетрудно представить, как растения, высаженные вдоль стены, как бы продолжали тему сада на фреске, а павлин выглядывал из живых цветов.

Стена справа от ларария также украшена росписью, но совсем иного содержания и настроения. Если сад изображен в светлых пастельных, умиротворяющих тонах, то для сцены охоты справа от него выбран мощный помпейский красный (rosso pompeiano).

На нем нарисованы животные, нападающие на кабана. Причем только кабан выписан темным цветом, для остальных художник использовал светлые тона желтого и коричневого цветов. Очевидно, смысл картины заключен отнюдь не в изображении жизни животных, а их цвета — не случайны. Возможно, здесь символически представлена победа добрых сил над злыми.

В целом не будет большой ошибкой предположить, что все это пространство являлось домашним святилищем, где члены фамилии обращали к богам свои чаяния и благодарности.

Древние римляне серьезно относились к маленькими покровителям своих домов, поэтому на любой праздник алтарь домашнего ларария был усыпан дарами. Покидая дом надолго или возвращаясь из длительного путешествия, римлянин первым делом обращался к домашним богам, прося защиты в пути или благодаря их за легкую дорогу.

 

 

09.01.19. Новые фрески, избирательная надпись и уличный знак Помпей

Продолжаем подводить итоги осеннего сезона археологических раскопок в Помпеях. В предыдущем блоге на эту тему мы рассказали про находки предметов домашнего обихода, открытые в Доме Юпитера, Доме Юлия Полибия и в ряде других мест. Теперь речь пойдет про новые фрески и настенные надписи.

Новые раскопки в V районе Помпей открывают миру все новые древнеримские фрески, в том числе сюжетные и фигуративные.

Например, традиционный герой росписей — купидон. На знаменитых фресках Дома Веттиев в Помпеях маленькие шалуны чем только не занимаются: изготавливают монеты, вино и благовония; катаются на колесницах, запряженных оленями (а один оседлал даже краба); стреляют из лука; пекут хлеб; плетут гирлянды из цветов и так далее. Своей жизнью амуры живут также на фресках Дома Марка Лукреция, Дома Марка Фабия Руфа и других помпейских владений.

Известный нам Дом Дельфинов (Casa dei Delfini) продемонстрировал полностью расчищенную стену с черным купидоном.

В доме вдоль улицы Везувия (via del Vesuvio), который пока не имеет никакого названия, открыто уже несколько помещений с прекрасной живописной отделкой. Фауцы — пространство или помещение при входе в римский дом — дарят нам фигуру Приапа, взвешивающего свой фаллос. Такая роспись в Помпеях уже известна — так же при входе в дом богатых вольноотпущенников Веттиев нас встречает Приап, занятый тем же самым. Это изображение несло в себе доброе пожелание изобилия в доме, которое, как известно, дороже золота.



Приап из Дома Веттиев

Приап — античный бог плодородия, которого Гера, супруга Зевса, наградила гротескной внешностью с сильно увеличенными половыми органами. Тем не менее, в отличие от наших дней, в древности фаллос являлся символом благополучия, богатства, хорошей торговли, а также был апотропеем, то есть защищал своего владельца от сглаза.





Приап из новых раскопок

Новый помпейский Приап, к сожалению, в самом прямом смысле потерял лицо — непонятно, по какой причине и кем оно было уничтожено.

В связи с этим изображением стоит упомянуть и о вновь открытом в V районе уличном знаке с изображением фаллоса.



Уличный знак в виде фаллоса

Подобные знаки на стенах улиц часто встречаются в Помпеях, и далеко не всегда они так неприличны с нынешней точки зрения. Среди них можно найти как изображения инструментов или геометрических мотивов, так и животных и людей. Однако, как уже говорилось выше, именно фаллос наполнен благожелательным смыслом и несет в себе защиту от сглаза, поэтому он нередок на стенах Помпей.



Уличный знак в виде фаллоса

Кстати, под уличным знаком расчищена и новая избирательная надпись, призывающая голосовать за Капрасия — одного из претендентов на должность дуумвира в Помпеях. Вероятно, это касается уже известного из нескольких подобных объявлений Авла Веттия Капрасия Феликса.

Но вернемся в дом на улице Везувия. Одна из кубикул дома, — так назывались спальни у древних римлян, — еще не освобожденная на тот момент полностью от лапилли, уже явила свету свою прекрасную отделку. Верхние, открытые части стен комнаты украшены многоярусным фризом, с которого «свисают» пинаки — так в античности назывались картины на деревянных досках, часто использовавшиеся как приношения в храмы. На одной из таких пинак изображен морской пейзаж, на другой — натюрморт. Пространства между пинаками оживляют миниатюрные птицы и животные.





Фриз с пинаками

Именно в этой кубикуле из-под вулканического мусора появился женский образ — спартанской царицы Леды, матери прекрасной Елены.



Любовная сцена Леды и Зевса в образе лебедя

На стене другого помещения в этом же доме открыт еще один женский портрет — на этот раз в медальоне. Конечно, хочется видеть в этом портрете одну из обитательниц дома, но, скорее всего, это идеализированное изображение какой-нибудь римской добродетели.





Женский портрет в медальоне

Такие живописные украшения стен — они также называются тондо — нередки в помпейских домах. В тондо помещали портреты богов и богинь, известных трагиков или комедиографов (преимущественно, конечно, греческих), мифологических героев и фантастических персонажей.

Дом с садом (Casa con Giardino) в этом сезоне регулярно фигурирует в новостях: в одном из помещений обнаружена сделанная углем надпись, уточняющая дату извержения Везувия в 79 году. Здесь также очищена комната в так называемом «III стиле» древнеримской настенной живописи — орнаментальном. В новых раскопках V района комнату, оформленную в «III стиле», нам уже демонстрировал летом Дом Юпитера.

Однако здесь, в Доме с садом, «III стиль» более прихотлив, он включает в себя мифологическую составляющую. Каждая стена в комнате разделена на три панели. Центральную, красную, панель украшает панно с сюжетом. Предположительно, на одном из таких панно изображена Афродита с Эротом в обществе Адониса (или, возможно, Париса), на другом, к сожалению неполном из-за обрушения верха стены, можно различить Эрота и нижнюю часть тела, видимо, богини. Кажется, они развлекаются рыбалкой.







Настенные украшения в Доме с садом

Панели справа и слева от центральной выкрашены в желтый цвет и скромно украшены декоративными архитектурными элементами, доставшимися «III стилю» в наследство от «II стиля». На боковых панелях стен с Афродитами в центре художники разместили небольшие рисунки — довольно распространенные мотивы в помпейских росписях. К сожалению, уцелели только два из них: маленький пухлый купидон и тондо — медальон с женским портретом. На этот раз портрет выписан с гораздо большим тщанием, нежели в доме на улице Везувия, и сохранился не в пример лучше.





Купидон и тондо с женским портретом на стенах Дома с садом

В росписи нижнего яруса стен этой комнаты использованы растительные мотивы и традиционные архитектурные и орнаментальные элементы по черному фону.

Соседняя комната, а на самом деле помещение под портиком (который мы видели на последней фотографии в предыдущем выпуске нашего блога), расписано в тех же цветах, что сам портик и комната с Афродитами, — в красном и желтом с нижним черным ярусом. Центральная панель правой от входа стены украшена панно с изображением какого-то культового праздника на фоне пейзажа. Здесь на полу сохранилась черепица обрушившейся крыши портика.



Центральная панель в одной из комнат в Доме с садом



Изображение праздника на фоне пейзажа



Центральная панель в одной из комнат в Доме с садом

Еще одна представленная журналистам комната тоже оформлена в «III стиле», на этот раз более скромном. Роспись здесь украшают лишь стилизованные архитектурные элементы, зато для фона нижнего яруса вместо черного цвета выбран яркий жизнеутверждающий помпейский красный (rosso pompeiano).



Комната в Доме с садом, оформленная в «III стиле»

Владение через дорогу от Дома с садом — Дом Юпитера (Casa di Giove), с которым мы тоже уже знакомы, — очищается помпейскими археологами не менее активно. Два помещения освобожденных от лапилли нам показали еще летом — комнату в «I стиле» и комнату с канделябром. И вот еще два новых — одно из расположенных вокруг атрия, через стенку от комнаты, оформленной в «I стиле».

Атрий — главное помещение в римском доме, где встречали гостей. Просторное и высокое, оно обычно имело по двум сторонам несколько небольших комнаток (часто даже без окон) — кубикул-спаленок. Очередная такая кубикула открывается нам в Доме Юпитера. Она отделана в «III стиле», а значит, как мы уже знаем, получила этот декор в первой половине I века нашей эры, до землетрясения 62 года в Помпеях.

Расположена она через стенку от комнаты в «I стиле». Минималистичный «III стиль» с изящной прописью деталей и спокойной палитрой цветов сильно поврежден извержением.





Кубикула, оформленная в «III стиле», в Доме Юпитера

Именно в этой комнате, расчистив ее до конца, археологи нашли также разбросанные сосуды и мозаичный пол (о котором мы также уже рассказывали).

Второе помещение, тоже в «III стиле», расположенное за известной нам комнатой с канделябром, подверглось во время извержения вулкана пожару. Об этом свидетельствуют следы открытого огня на нижней части украшенной росписью стены и сгоревшие остатки чего-то органического на полу. Несомненно, здесь стояла какая-то деревянная мебель, предположительно кровать, которая и оставила о себе такое вот напоминание археологам.



Следы пожара на стене в комнате в Доме Юпитера

Как и Дом с садом, Дом Юпитера не избежал народного творчества гостей или самих хозяев. В вестибуле, декор стен которого сделан в «I стиле», обнаружены граффити с надписями и рисунками.



Граффити на стене вестибула в Доме Юпитера

А в следующем нашем выпуске речь пойдет о найденном археологами ларарии — небольшом домашнем святилище, открытом археологами в V районе Помпей.

(источник)

 

 

 

* Фотографии взяты из инстаграмма и фейсбука Управления Помпей и Массимо Осанны, а также с сайтов новостных агентств (ANSA, "Made In Pompeii", "La Repubblica", Vivicentro).

 

ulli