Гончарная мастерская за Геркуланскими воротами

 

С начала 2010-х годов Centre Jean Berard, основанный в 1967 году Centre National de la Recherche Scientifique (CNRS) и l'Ecole Francaise de Rome, проводит раскопки в районе некрополя за Геркуланскими воротами. Здесь, как предполагается, располагались три десятка лавок.

Целью экспедиции является изучение кустарных производств в Помпеях. Делается это не только ради самих Помпей, но и для установления критериев определения таких мастерских в других местах археологического исследования древнеримского мира. Помпеи для этого подходят как никакой другой город Древнего Рима по причине их исключительной сохранности. Помимо сбора таких данных, перед экспедицией стоят вопросы: прервало ли землетрясение 62 года экономическую жизнь Помпей? является ли общим явление переоборудования жилых домов под мастерские? Кроме гончарной мастерской у Геркуланских ворот в проекте участвуют еще пять помпейских кустарных производственных комплексов.

 

 

02.11.15. "Босоногий мальчик"

02.10.15. Подробнее о самнитском погребении

18.09.15. В Помпеях открыто самнитское погребение IV в. до н.э.

05.02.14. Найденные в мастерской горшки указывают на панику перед извержением

 

 

02.11.15. "Босоногий мальчик"

Я не знаю, кто это. Наверное, кто-то из Французской школы в Риме. Археолог, короче. Но смотрите, как мило - босиком - сидит он в могиле самнитки. 8)

 

 

02.10.15. Подробнее о самнитском погребении

Французской археологической экспедицией (Centre Jean Berard и Ecole Francaise de Rome), работающей уже около 10 лет у Геркуланских ворот, открыто самнитское погребение.

Доримские захоронения в Помпеях не редкость. Еще в конце 19 века Август Мау отметил существование небольшого оскского некрополя на северо-западе города. В "Death and Burial in the Roman World" Тойнби дает план некрополя у Геркуланских ворот, где отмечает четыре самнитских могилы. Джо Берри ("The Complete Pompeii") в некрополе у Стабианских ворот, содержащем более 160 захоронений одной помпейской семьи, Эпидиев, 44 погребения относит к IV-II вв. до н.э.

Обычно доримские захоронения очень просты – грунтовый могильник (иногда каменный ящик) с трупоположением на спине в вытянутом состоянии и погребальным инвентарем (керамические сосуды, светильники, бронзовые украшения).















Захоронение, весть об открытии которого появилась в итальянском интернете 18 сентября, принадлежит женщине среднего возраста: по первоначальным сообщениям – 40–50 лет, по более позднему релизу Управления Помпей – 35–40. Погребение на спине в вытянутом положении в каменном ящике. В качестве погребального инвентаря – более десятка керамических сосудов середины IV в. до н.э.

Интересно, что целью экспедиции под названием "Ремесло и экономика в Помпеях" является вовсе не некрополь, а соседствующая с ним гончарная мастерская из трех помещений, открытая впервые в 1838 году. Уже года четыре французские археологи пытаются ответить на вопросы: какой период функционировала мастерская? какую именно выпускала продукцию? каковы этапы работы гончара? действовала ли она на момент гибели города? За последние пару лет ответы на эти вопросы были практически найдены. И раскоп, явивший миру самнитскую женщину, был призван помочь понять, как использовалась территория вокруг гончарной мастерской.

Напоследок хочу отметить еще одно чудо: в сентябре 1943 году, во время просто варварских бомбардировок Помпей союзниками, одно из попаданий пришлось аккурат в нескольких метрах от захоронения, не повредив его.

 

 

18.09.15. В Помпеях открыто самнитское погребение IV в. до н.э.

Краткое видео с места находки на итальянском языке

С одной стороны – да, подумаешь, еще одно погребение. С другой – это погребение самнитское, и именно в этой его этнической принадлежности кроется суть открытия.

Все мы прекрасно знаем, что Помпеи – древнеримский город, и это действительно так. Знакомый нам город – это город римлян I в. н.э. Однако до того, как Помпеи стали римскими, они принадлежали другим родственным между собой народам – оскам и самнитам. Хотя и те пришли в эти края "на готовенькое" только в конце V или начале IV в. до н.э.

Мы очень много знаем о римлянах в Помпеях и не слишком – об осках и самнитах в Помпеях. Нам известны оскские и самнитские надписи на городских стенах – так городские защитники писали указания о передвижениях войск в случае нападения врага. Известны оскские записи о различных строительных мероприятиях в городе. Да что там – даже название города выводится из оскского слова. И нам все равно не хватает этой информации.

Даже местный культ Венеры Физикской, который, как считается, ввел Сулла после колонизирования города, имеет доримское происхождение – при самнитах здесь почиталась Мефитис, и остатки именно ее храма обнаружены под храмом Венеры.

В связи с вышеизложенным становится понятно, почему так важно и интересно открытие еще одного свидетельства присутствия самнитов в Помпеях.

 

 

05.02.14. Найденные в мастерской горшки указывают на панику перед извержением

С начала 2010-х годов французские и итальянские археологи изучают гончарную мастерскую, расположенную на территории некрополя за Геркуланскими воротами, вдоль дороги, ведущей к Вилле Мистерий. За это время было сделано несколько неожиданных интересных открытий.

Во-первых, непосредственно под слоем лапилли извержения 79 г. н.э. в углу мастерской обнаружился ряд из десятка необожженных сосудов с рисунками и ручками. Это значит, что в день извержения мастерская работала, горшки были высушены, украшены и готовы к дальнейшему этапу отделки.

Во-вторых, оказалось, что мастерской принадлежало еще две комнаты. То, что на планах 19 века считалось "магазинами №№ 28, 29 и 30", было единым комплексом. В одном из помещений стояли гончарные круги, хранилось сырье и лежали инструменты, включая те, которыми наносились рисунки необожженные сосуды. В другом находились две гончарные печи, построенные с разницей в несколько лет (видимо, производство расширялось).

Геркуланскими воротами. Здесь, как предполагается, располагались три десятка лавок.

Судя по всему, гончары бросили свое хозяйство именно по причине извержения вулкана, который и "законсервировал" для нас мастерскую.















 

ulli