Помпеи в новостях

 

NB. Если новости не было в русском интернете, значит, - перевод мой. (Ю.)

 

2003

16.11.03. Копии должны защитить Помпеи от воровства

20.09.03. Новости о последнем дне Помпей

20.08.03. Детская шалость в римских Помпеях послужила поводом для уникального эксперимента XXI века по датировке штукатурки древнего здания

28.04.03. В Италии воссоздано вино времен Помпей

15.04.03. Добро пожаловать в Дом Парфюмера!

08.04.03. Обнаружены похищенные из Помпей античные фрески

18.01.03. После двух лет реставрации в Риме экспонируются фрески из Мореджины

 


2003

16.11.2003

Копии должны защитить Помпеи от воровства

Итальянские власти так встревожены объемами воровства в Помпеях, что планируют заменить копиями все, что не закреплено.

Должностные лица составляют список наиболее легко перемещаемых объектов археологической зоны и разрабатывают план перемещения их в музеи и склады.

Официально копии заменят оригиналы лишь на время, пока система безопасности древнего города не будет улучшена. Но чиновники допускают, что многие из перемещенных в музеи ценностей вряд ли вернуться обратно в Помпеи. Вместо этого ежегодные три миллиона посетителей Помпей обнаружат участок лишенным многих из первоначальных археологических особенностей.

В рамках проекта уже копируется знаменитая мозаика из Дома Фавна (VI, 12, 2-5. Casa del Fauno), изображающая Александра Великого. (Смотрите также новость 03.10.05. Помпеи вновь обрели своего Александра Македонского). Критики проекта опасаются, что тот же подход может быть распространен и на отдельные наиболее ценные фрески.

"Кажется, что дни Помпей сочтены", - сокрушается кое-что из чиновников. "Главная особенность города - атмосфера только что покинутого людьми места. Если все оригиналы заменить копиями, то Помпеи потеряют свою душу".

В этом году Помпеи уже пострадали: в апреле воры ночью сумели выкрасть две фрески из Дома Целомудренных Возлюбленных. К радости археологов, фрески были найдены на близлежащем участке, где они лежали тщательно упакованные, очевидно, для переправки за границу. (Смотрите также новость 08.04.03. Обнаружены похищенные из Помпей античные фрески).

В планах управления Помпей установка сложной сигнальной системы в 30 наиболее ценных домах древнего города.

 

20.08.2003

Новости о последнем дне Помпей

Обстоятельства извержения Везувия в 79 г. известны во многих деталях. Однако вулканологи и археологи из Университета им. Федерико II (Неаполь, Италия) вместе с американскими коллегами из Амхерстского колледжа (штат Массачусетс), продолжив - с использованием современных методов - начатые еще в XVIII-XX вв. раскопки и анализ их результатов, выяснили новые подробности о давней трагедии.

Оказалось, что после первой волны лавы, состоявшей главным образом из пемзы, в живых осталось примерно 60% жителей, не покинувших к тому времени жилища. Воспользовавшись передышкой, около половины из них бежали.

Спустя несколько часов Везувий выбросил вторую волну раскаленных материалов, содержавшую, помимо пемзы, пепел и удушающие газы. Под грузом лавы обрушивались крыши зданий, и все, кто еще оставался в домах, погибли. Обнаруженные при последних раскопках неповрежденные человеческие скелеты и не расплавившаяся стеклянная посуда свидетельствуют, что температура лавы была не столь высока, чтобы стать непосредственной причиной смерти людей; они умерли из-за вдыхания горячих частиц пепла.

 

20.08.2003

Детская шалость в римских Помпеях послужила поводом для уникального эксперимента XXI века по датировке штукатурки древнего здания

Почти две тысячи лет назад в одном из больших помпейских зданий на оштукатуренной и свежеокрашенной стене комнаты кто-то оставил оттиски монеты. Доктор Питер Грейв, археолог из Университета Новой Англии, считает наиболее правдоподобным объяснением этому баловство ребенка, который, проходя через комнату в Доме Древней Охоты (VII, 4, 48. Casa della Caccia Antica), вжимал монету в еще не затвердевшую поверхность. (Отпечатки находятся в нижней части стены.)

Д-р Грейв, специалист по анализу античного известкового раствора и штукатурки, сообщил, что отпечатки все еще достаточно четкие, чтобы идентифицировать монету как сестерций императора Веспасиана, отчеканенную в 59 или 61 г. н.э. "Поскольку извержение Везувия произошло в 79 г. н.э., отпечатки, вероятно, были сделаны в пределах двадцатилетнего периода, - сказал он. - Это позволяет нам точно датировать штукатурку, сохранившуюся с античного времени до наших дней. Такая датировка уникальна, так как основывается непосредственно на оттиске, сделанном на поверхности известкового раствора сразу после его нанесения".

П. Грейв планирует использовать свои абсолютно точные данные, чтобы проверить (и, он надеется, опровергнуть) недавнее заявление в научно-популярном журнале о том, что возраст древней штукатурки можно установить при помощи радиоуглеродного анализа.

"Радиоуглеродный анализ применим только после смерти организма, - сказал он. - Это определяет время перехода от жизни (когда происходит непрерывный обмен углеродистыми молекулами с окружающей средой) к смерти (когда нет такого обмена). Напротив, известь в штукатурке и известковый раствор продолжают взаимодействовать с окружающей средой на протяжении всего существования. Они непрерывно поглощают углекислый газ и радио-углерод (C14), что приводит к значительному росту кристаллов кальцита в структуре штукатурки. Именно из-за этого процесса античная штукатурка сегодня представляет собой более твердый материал, чем в древности".

Д-р Грейв считает, что по этой причине любая попытка датировать при помощи радиоуглеродного анализа образцы стенной штукатурки в Доме Древней Охоты даст беспорядочные результаты, которые никоим образом не будут соответствовать дате, определенной по отпечатку монеты.

Для проведения этого эксперимента д-р Грейв обратился за грантом в австралийский институт ядерных исследований и технологий (Australian Institute of Nuclear Science and Technology), чтобы провести радиоуглеродный анализ штукатурки в Australian Nuclear Science and technology Organisation in Sydney. Образцы, приготовленные для опыта, д-р Грейв собрал во время своих ранних исследований в Помпеях после получения степени магистра. В этот же период были взяты образцы из Дома Древней Охоты.

Эксперимент д-ра Грейва является частью объединенного немецкого-австралийского проекта, целью которого было составить исчерпывающий археологический обзор Помпей, начиная с периода раскопок, производившихся в 19-ом столетии. Так же д-р Грейв сделал сообщение относительно обзора, изданного в прошлом году немецким Археологическим Институтом.

"Это только один пример важной совместной работы, предпринимаемой австралийскими исследователями по всему миру, - сказал он. - Национальная Неделя Науки - самое подходящее время, чтобы привлечь внимание к такой работе".

 

28.04.2003

В Италии воссоздано вино древних Помпей

Уникальное вино воссоздано в Италии. Речь идет о напитке, который употребляли жители Помпей. Проект по его воссозданию начался четверть века назад.

Специалисты винного завода семьи Мастроберардино (Mastroberardino), в течение вот уже 3 веков занимающейся виноделием, отобрали 8 сортов местного винограда, который выращивали еще жители Помпей, а затем высадили их в тех местах, где они росли до извержения Везувия 79 г. н.э., погубившего город. Например, на месте крупного помпейского виноградника - у стен древнего амфитеатра (II, 5, 5). Каждая лоза была, как в древности, снабжена каштановой опорой, а при ферментации вина следовали дpевней технологии.

Большую помощь ученым оказали фрески, на которых были изображены все стадии производства вина, остатки вина, сохранившиеся в древних амфорах, гипсовые слепки с пустот от дpевней виноградной лозы в затвеpдевшем пепле, а также изучение почвы, пыльцы, косточек и т.д.

Уже получено вино из урожая 2001 года - Piedirosso и Olivella. Стоимость одной бутылки превышает 100 евро. Почти вся партия будет продана с аукциона, а вырученные деньги пойдут на дальнейшие археологические исследования.

Смотрите также новости: 15.04.03. Добро пожаловать в Дом Парфюмера! и 24.03.07. Помпейские растения на продажу.

 

15.04.2003

Добро пожаловать в Дом Парфюмера!

С 15 апреля по 2 июня 2003 года в Помпеях будет открыт необычный маршрут - реконструированный древнеримский сад с выставкой-продажей ароматов и эссенций, произведенных по древним технологиям.

В течение нескольких лет междисциплинарная команда ученых под руководством биолога Аннамарии Чиаралло в рамках большого проекта по воссозданию оригинальных помпейских садов восстанавливала сад на 4 000 кв. м, примыкающий к Дому Парфюмера (II, 8, 6. Casa del Profumiere). Сад этот был разбит в задней части дома в середине I в. до н.э. Палеоботанические исследования показали, что земля использовалась для выращивания более 15 видов растений. Фиалки, розы, лилии, базилик, укроп, рута, тимьян, анис, орегано, мелисса - вот лишь некоторые из них, хотя парфюмер, живший там, вероятно, также использовал более экзотические, импортные компоненты.

Команда Чиаралло также обнаружила несколько оливковых деревьев, плоды которых использовались для производства масла - основы эссенций. Готовая продукция хранилась в емкостях, сделанных из негигроскопичных материалов типа бронзы и стекла, предотвращающих ее порчу. Произведенные бальзамы, эссенции и косметика шли на продажу в смежной с садом лавке.

В продаже будут только две эссенции (Rhodinon - роза и Okiminon - базилик), тогда как экспонироваться будут 15: Anethum Graveolens, Origanum Majorana, Rosa Centifolia, Rosa Damascena, Rosa Versicolor, Melissa officinalis, Ruta Graveolens, Mentha Suaveolens, Viola Mammola, Ocinum Basilicum, Pimpinella Anisum, Thymus Serpyllum, Borago Officinalis, Iris Florentina, Hyacinthus Romanus.

Смотрите также новости: 28.04.03. В Италии воссоздано вино времен Помпей и 24.03.07. Помпейские растения на продажу.

 

08.04.2003

Обнаружены похищенные из Помпей античные фрески

Итальянская полиция возвратила две фрески, похищенные неизвестными из музейного комплекса знаменитого древнеримского города Помпеи. Возраст реликвий - 2 тысячи лет.

Несмотря на то, что произведения искусства были обнаружены, воров задержать не удалось. Фрески, вырезанные злоумышленниками со стены так называемого "Дома Целомудренных Влюбленных" (IX, 12, 6-8. Casa dei Casti Amanti), были похищены еще на прошлой неделе. Обнаружилась пропажа только в выходные, так как вилла была закрыта для посетителей из-за продолжающихся археологических работ.

Украденные фрески были найдены полицией в заброшенном доме недалеко от музейного комплекса после того, как полиция провела обширные и тщательные поиски в Помпеях и соседнем Неаполе. Грабители, очевидно, поняли невозможность транспортирования вырезанных шедевров в связи с полицейским расследованием и усилением бдительности. Следователи добавили, что фрески были упакованы для погрузки и перевозки.

Преступники похитили круглую фреску с херувимом и фреску с изображением петуха, клюющего яблоко. Кроме того, при краже они повредили три находившихся рядом фрески, их фрагменты найдены разбросанными по полу. Полиция подозревает, что грабители связаны с международной мафией. Кроме того, скорее всего, на фрески был сделан заказ, поскольку продать их открыто не удастся.

"Дом Целомудренных Влюбленных" был открыт для публики в 1987 году. Фрески в нем датированы 45-79 годами н.э. Многие из них к моменту гибели Помпей (а значит, навсегда) остались незаконченными - археологи обнаружили инструменты художников, горшочки с красками и прочие следы работы мастеров.

 

18.01.2003

После двух лет реставрации в Риме экспонируются фрески из Мореджины

В 2000 году во время строительства автострады между Неаполем и Салерно в южном предместье Помпей было обнаружено древнее здание, украшенное фресками. Оно погибло вместе с Помпеями в 79 г. н.э.

В этом году восстановленные фрески были представлены в крупнейшем концертном комплексе Рима - Аудиториуме. В марте они займут свое место в постоянной экспозиции Археологического Музея Неаполя.

Мариса Мастророберто, изучавшая "фрески гостиницы", сообщила, что особенно ее заинтересовало изображение Аполлона, играющего на лире. По ее предположению, это портрет молодого Нерона. Другие фрески изображают греческих муз - Каллиопу (эпической поэзии) и Уранию (астрономии). М. Мастроберто видит в них Агриппину, мать Нерона, и Октавию, его жену.

Археолог Антонио Де Симоне, под руководством которого проводились раскопки, уточнил, что здание, в котором были обнаружены фрески, стояло в 600 м за городской стеной. Это, вероятно, был постоялый двор с термами. Фрески украшали главный триклиний, или столовую. Профессор Де Симоне сказал также, что фрески были перенесены в реставрационную мастерскую, а руины гостиницы повторно захоронены, так что работа на автостраде была продолжена.

 

ulli