Выпуск 3. Порто-франко: самые большие в мире тайные "музеи"

 

Когда задаешься вопросом, какой же музей в мире самый большой, то сразу понимаешь, что ответ зависит от критериев отбора. Самый большой - по площади, по посещаемости, по значимости для мировой культуры, по страховой стоимости экспонатов? А может быть, по количеству предметов в собрании? А знает ли общественность, сколько артефактов хранится в частных коллекциях? А если коллекция собрана незаконно и потому тайная?

Ладно, отложим эти вопросы на пару минут и вернемся к термину, который я упоминала в первых главах нашего повествования о контрабанде культурных ценностей - загадочный женевский "порто-франко", где прячут ворованные древние ценности.



Ports Francs & Entrepots de Geneve SA

Так почему находки ворованных древностей внезапно случаются именно в Женеве? А все дело в статусе т.н. порто-франко, фрипорта и т.п. на разных языках.

Два главных порто-франко мира - это Женева и Сингапур. К слову, наибольшая площадь во фрипорте Сингапура, который открыт как раз Швейцарией, арендуется аукционным домом Кристи'с.

Хранение чего угодно в таком фрипорте освобождает владельца от уплаты налогов и таможенных пошлин, гарантирует безопасность и, что самое главное, конфиденциальность, чем невозбранно пользуются коллекционеры художественных произведений (особенно, если эти произведения были добыты нечистым путем).

Например, в женевском порто-франко, которому уже больше 120 лет, на 2013 год хранилось 1,2 млн единиц мировых исторических артефактов - крупнейший в мире условно частный музей получается, не так ли? За их хранение не взимается никакой платы, а сотрудники фрипорта не имеют права знать, что помещают на хранение клиенты.

Хотя, конечно, швейцарская таможня имеет все права на досмотр содержимого складов, эти досмотры весьма выборочны и не слишком часты. По сути, администрация фрипорта не несет никакой ответственности за содержимое своих терминалов.



Ports Francs & Entrepots de Geneve SA

Время от времени, после скандалов, связанных как раз с незаконным оборотом культурных ценностей (кстати, покупку произведений искусства часто используют и для отмывания денег), фрипорт Женевы ужесточает правила пользования складами. Например, теперь от владельцев требуется проведение их полной инвентаризации, указания стоимости активов и места происхождения, а также имени и места проживания человека, имеющего право распоряжения активами.

Помимо культурных ценностей, здесь чего только не хранится: сигары, автомобили, зерно, золотые слитки. Да что там, здесь же, в свободном порту Женевы, оборудованы винные погреба, в которых находятся около трех миллионов бутылок вина.

Все это вызывает головную боль у страховых компаний. Последние часто не имеют информации о местонахождении застрахованных ценностей с покрытием, осуществляемым по всему миру, но есть большие подозрения, что они могут быть как раз здесь. А администрация фрипорта не спешит делиться информацией о пожарной и иной безопасности складов.

Надеюсь, теперь стало понятнее, где могут хранить арт-дилеры массы античной керамики, скульптуру и прочие артефакты до их выхода на черный рынок.

 

Вернуться к оглавлению





 

ulli