Джон Мартин
|
В первой трети XIX века одним из самых популярных сюжетов на литографиях было изображение Везувия.
Это было связано с открытием новых подробностей о гибели Помпеи подслоем лавы, пепла и земли - во время археологических раскопок. Новые открытия были сделаны в 1808-1815 годах. Сюжет был настолько популярен, что изображения Везувия помнились и тем, чье детство проходило в 1860-1870-е годы. В романе "Александр Первый" Д.С. Мережковский с великолепным знанием деталей интерьера Александровской эпохи описывает петербургскую квартирку Рылеева - со всеми характерными особенностями быта небогатых семей, обращая внимание на "ковер на полу с арапом и тигром" и плохонькие литографии Неаполя с изображением Везувия (8).
В интерьерах Голубевых и Чернышевских тоже были ковры. А.Г. Пыпина указывает, что во время холеры в августе 1830 года они завешивали окна коврами (9). Был ковер и в "синей гостиной" у Чернышевских с изображением цветов и "райских птиц" (10). Вероятно, здесь же, в гостиной, а возможно раньше в одной из комнат дома Голубевых, висела картина, которую Ек. Н. Пыпина называет без указания автора и техники исполнения: "страшная картина "Извержение Везувия". Я боялась на нее смотреть: огонь, дым, а внизу люди" (11).
К сожалению, более точных подробностей сюжета и, тем более, фамилии автора картины дальнейшие исследования пока не дали. Остается только возможность нескольких предположений о том. какое изображение было в доме Чернышевских. Если исходить из того, что картина "Извержение Везувия" появилась у Чернышевских в тот период, когда они жили вместе с Пелагеей Ивановной Голубевой и семьей ее младшей дочери Александры в Голубевском (Пыпинском) доме, то это, скорее всего, была раскрашенная литография европейского мастера. Возможно, это был английский художник Джон Мартин (1789-1854) или Джозеф Райт (1734-1797). Более вероятен Дж. Мартин, мастер грандиозных полотен о страшных катастрофах. У него было несколько огромных картин на исторические и библейские сюжеты. Одна из них - "Гибель Геркуланума и Помпеи" (1822). На ней автор изобразил "хаос разбушевавшихся стихий."... черные тучи извергают черные потоки над Везувием, черные валы настигли суда, готовые, было, к спасению бежавших из Помпеи. Группы людей, едва различимые во мраке, своими позами являют отчаяние. Все. что на первом плане, а также и дальнее очертание разрушенного города, - высвечено молнией, сверкающей в разрыве туч" (12).
Дж. Мартин был очень популярен в 1820-30-е годы, его полотна пользовались большой известностью и были модными. Этому способствовал сам художник. Специалисты по его творчеству пишут: "Хотя покупателей на эти грандиозные полотна и не находилось, но отклик они имели очень большой. Об этом заботился сам Мартин, распространяя повсюду гравюры с них, исполненные им самим или английским гравером Лаптаном. Пояснительные тексты к картинам Мартина выходили в десятках изданий (13).
Черно-белая репродукция этой работы приведена в книге Г.К. Леонтъевой "К.П. Брюллов" (14). Цветную репродукцию обнаружить не удалось. Из письма, присланного на наш запрос в музей Та1е Gallery в Лондоне, мы узнали, что полотно погибло в 20-е годы XX века во время наводнения.
Клименко С. В. "Предметы изобразительного искусства в интерьере дома Чернышевских"
См. также - Евсеева Т.П. "Художественные параллели эпохи романтизма? Джон Мартин и русское искусство (с. 81-84).
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |