Выпуск 1.
Не средневековый флорентиец, а британский арт-дилер: знаменитый Медичи, который ограбил Италию
Выпуск 3.
Порто-франко: самые большие в мире тайные "музеи"
Выпуск 4.
Древнеегипетские артефакты - очень популярные объекты контрабанды
Выпуск 5.
Как краденые древние артефакты оказывались в американских музеях
Выпуск 6.
"Смерть героя": подделка, которую знаменитый Музей Гетти купил как древнегреческую
Выпуск 7.
Жадность фраера сгубила: частные беды одного британского арт-дилера и его вселенский позор
Выпуск 8.
Томбароли и кландестини: простые, но эффективные приемы работы "расхитителей гробниц"
Выпуск 9.
Абсолютно поддельная статуя Гермафродита, которую пытались продать как античную
Выпуск 10.
Честные археологи: о контрабанде древних артефактов и археологической этике
Выпуск 11.
"И швец, и жнец, и на дуде игрец"
Выпуск 15.
Амфора и кабанчик, овеянные дурной славой нечистоплотных арт-дилеров
Впрочем, мы же не думаем, что только Европа борется за свою материальную память? Представляю вам также дополнительные материалы на тему, как Турция работает со своим украденным наследием.
* Турция возвращает себе 14 артефактов разных эпох
*** Швейцария возвращает в Турцию саркофаг II века нашей эры
Подделка или не подделка? Вот в чем вопрос.
У этого бизнеса - контрабанда культурных ценностей - существуют различные формы. Вот, например, в случае со статуей гермафродита люди обошлись без грабежа археологических зон или кражи в музее. Можно даже сказать, нашли созидателя и увеличили энтропию вселенной. Даже никому почти от этого плохо не стало, потому что обман был раскрыт.
Но вот случай когда тоже никому плохо не стало, и обман был раскрыт... Но через много лет. И даже не заинтересованными шкурно людьми - сотрудниками музея. И даже, можно сказать, "по фоточкам". Случай интересный, но не единственный.
Еще один шедевр этрусского искусства объявлен подделкой
А вот вариант вдумчивого исследования давно признанного шедевра. И, вроде, подделка, но никто ее за оригинал УМЫШЛЕННО не выдавал. Просто так сложилось несколько веков назад, и до какого-то момента этот вердикт всех устраивал. А потом перестал.
Этрусская Капитолийская волчица из бронзы была сделана в XI или XII веке
Впрочем, итальянские службы охраны культурного наследия всегда начеку - помимо отслеживания артефактов древнеримской цивилизации за пределами Италии, они стараются предотвращать и сам вывоз их из страны.
Иногда результаты их деятельности появляются в прессе. Вот, например, две новости подобного типа:
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |