Контрабанда культурных ценностей Выпуск 1. Не средневековый флорентиец, а британский арт-дилер: знаменитый Медичи, который ограбил Италию Выпуск 2. Томбароли и кландестини и их охотничьи угодья: откуда итальянское чернокопы доставали столько древних артефактов Выпуск 3. Порто-франко: самые большие в мире тайные "музеи" Выпуск 4. Древнеегипетские артефакты - очень популярные объекты контрабанды Выпуск 5. Как краденые древние артефакты оказывались в американских музеях Выпуск 6. "Смерть героя": подделка, которую знаменитый Музей Гетти купил как древнегреческую Выпуск 7. Жадность фраера сгубила: частные беды одного британского арт-дилера и его вселенский позор Выпуск 8. Томбароли и кландестини: простые, но эффективные приемы работы "расхитителей гробниц" Выпуск 9. Абсолютно поддельная статуя Гермафродита, которую пытались продать как античную Выпуск 10. Честные археологи: о контрабанде древних артефактов и археологической этике Выпуск 11. "И швец, и жнец, и на дуде игрец" Выпуск 12.
Выпуск 13.
Выпуск 14.
Выпуск 15. Амфора и кабанчик, овеянные дурной славой нечистоплотных арт-дилеров
Впрочем, мы же не думаем, что только Европа борется за свою материальную память? Представляю вам также дополнительные материалы на тему, как Турция работает со своим украденным наследием. * Турция возвращает себе 14 артефактов разных эпох ** Английский Gilbert Art Foundation вернул в Турцию незаконно вывезенный оттуда золотой сосуд Хаттской цивилизации, которому около 4250 лет *** Швейцария возвращает в Турцию саркофаг II века нашей эры
Подделка или не подделка? Вот в чем вопрос. У этого бизнеса - контрабанда культурных ценностей - существуют различные формы. Вот, например, в случае со статуей гермафродита люди обошлись без грабежа археологических зон или кражи в музее. Можно даже сказать, нашли созидателя и увеличили энтропию вселенной. Даже никому почти от этого плохо не стало, потому что обман был раскрыт. Но вот случай когда тоже никому плохо не стало, и обман был раскрыт... Но через много лет. И даже не заинтересованными шкурно людьми - сотрудниками музея. И даже, можно сказать, "по фоточкам". Случай интересный, но не единственный. Еще один шедевр этрусского искусства объявлен подделкой А вот вариант вдумчивого исследования давно признанного шедевра. И, вроде, подделка, но никто ее за оригинал УМЫШЛЕННО не выдавал. Просто так сложилось несколько веков назад, и до какого-то момента этот вердикт всех устраивал. А потом перестал. Этрусская Капитолийская волчица из бронзы была сделана в XI или XII веке Впрочем, итальянские службы охраны культурного наследия всегда начеку - помимо отслеживания артефактов древнеримской цивилизации за пределами Италии, они стараются предотвращать и сам вывоз их из страны. Иногда результаты их деятельности появляются в прессе. Вот, например, две новости подобного типа: Реставратор из Археологического управления Фоджи случайно вывел итальянских карабинеров на владельца большой и незаконно собранной коллекции италийских древностей в Бельгии Два карабинера итальянской службы охраны национального наследия обнаружили в антикварном магазине в Брюсселе контрабандную древнеримскую статую из Италии |