Итак, в 1990-х годах государственным службам охраны культурного наследия достался архив Джакомо Медичи, дилера, помогавшего коллекционерам древностей пополнять свои собрания. Документация помогла карабинерам выйти и на место хранения артефактов на продажу – это оказался фрипорт Женевы. Впрочем, кратко мы эту историю уже рассказали в первой серии нашего эпоса о контрабанде культурных ценностей "Не средневековый флорентиец, а британский арт-дилер - знаменитый Медичи, который ограбил Италию".
Огромное количество незаконно найденных и нелегализованных предметов культурного наследия Италии на складе в Женеве шокировало как общественность, так и специалистов. Несмотря на уверения Джакомо Медичи, дилера, которому принадлежал склад, никаких документов на все это богатство у него не нашлось. Понятно, кто приносил ему все эти предметы: чернокопы, которых в Италии называют томбароли и кландестини (их методам мы еще посвятим отдельный материал). Но откуда сами грабители берут артефакты в таком количестве?
Давайте ознакомимся всего с тремя фактами из длинного списка органов защиты итальянского культурного наследия:
1950-70-е годы. Было разграблено 400 из 550 могил этрусских некрополей Черветери (VII-VI века до н.э.) - а это золотые украшения, бронзовые и серебряные предметы обихода, фрески, керамика, скульптура и т.п. (Наверняка что-то из этого богатства есть и в "каталогах" Джакомо Медичи).
Начало 1980-х годов. Томбароли работали практически бок о бок с археологами на раскопках сицилийской Моргантины. Один из начальников раскопок, Малькольм Белл, признавался, что траншеи "черных копателей" появлялись чуть ли не по ночам, пока археологи спали. (В 1981-82 годах музей Метрополитен приобрел "Клад из Моргантины" из 15 серебряных сосудов).
1980-1990 гг. Больше 4 тысяч апулийских краснофигурных ваз, ставших известными в этот период, не имеют законного происхождения (можно примерно прикинуть, сколько могил нужно разграбить, чтобы выкинуть в современность такое количество неучтенной керамики).
Это только те места, откуда есть вещи в хороших и богатых американских музеях, связанных торговыми делами с тремя столпами европейской арт-контрабанды, и откуда могут происходить предметы, найденные на женевских складах Джакомо Медичи.
При этом Медичи утверждает, что большинство найденных у него предметов не имеют итальянского происхождения, что легко может быть доказано специалистами. Но это неправда, которая и была доказана специалистами.
Кроме того, также среди найденного на складе Медичи были предметы, которые вызывали сомнение в своей подлинности в принципе. То есть, возможно, являлись откровенной подделкой (типа такого из другого источника). А некоторые и вовсе прошли через аукцион Сотбис в 1990-91 годах. То есть, слегка "отмылись" и были готовы к дальнейшему исправлению биографии.
Представляете масштабы этой фабрики контрабандистов? А ведь речь пока идет только об одном нечистом на руку дилере. Впрочем, доставать артефакты, как оказалось, можно не только из могил и иных мест раскопок. Музеи – отличный "карьер" для добычи. Чем музей меньше, тем легче выкрасть оттуда экспонат.
К слову, от незаконной деятельности Медичи пострадали и археологические зоны Кампании. В 2009 году итальянцы смогли вернуть в страну фреску с древнеримской виллы в Боскореале, а вместе с ним и кратер – чашу для смешивания вина с водой.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |