Мы вновь возвращаемся к нашей любимой теме контрабанды культурных ценностей. Государственные органы защищают наследие страны, частные лица расхищают. Тут все понятно.
И даже стало понятно, где относительно спокойно можно хранить похищенное или нелегально купленное. Но что потом делать с этими предметами, не имеющими провенанса?
Провенанс - это, по сути, история артефакта. Если он легально появляется на рынке, то у него имеется внятная и исчерпывающая по годам история: от момента появления в современности - кто и когда изготовил или когда, где и кто откопал. А далее до даты выхода на рынок должны быть указания о владельцах - необязательно с именами (иногда коллекционеры предпочитают инкогнито, продавая вещь), но эти имена должны стать известны тем, кто будет продавать (дилеру или аукционному дому), чтобы последние засвидетельствовали чистоту провенанса.
Но вот проблема - какой-такой провенанс у краденной вещи? Краденной прямо с раскопок, купленной позже у контрабандистов или вовсе подделки, которую продают как оригинальный древний артефакт? Как какой? Придуманный!
Итак, давайте рассмотрим некоторые технологии легитимизации подделок и контрабандно вывезенных культурных ценностей. Сложно? Ну ладно, узнаем, что делали участники контрабандной цепи, чтобы вывести на легальный рынок нелегальные артефакты.
Вариант 1. Самая простой - оборот через аукцион с мировой репутацией в Лондоне или Нью-Йорке.
Чтобы аукционный дом выступил в роли прачечной, в аферах должны быть замешаны его сотрудники. Этим способом пользуются обычно арт-дилеры, в частности, уже известный нам Джакомо Медичи. Самый известный случай вскрытия такой аферы - это Сотби'с и его сотрудник Ходжес, с чего началось падение империи Медичи.
Вариант 2. Схема, придуманная хранителем древностей Музея Гетти Фрелем еще в конце 1970-х годов.
Эта схема использовала федеральный закон США о налоговых льготах благотворителям. Знакомый арт-дилер находил желающих "пожертвовать" Музею Гетти предметы старины и сами предметы. Хранитель музея Фрель проводил оценку предмета, завышая его стоимость.
"Жертвователь" через арт-дилера покупал вещь по ее реальной цене, а "жертвовал" Музею Гетти по оценочной стоимости Фреля, получая налоговый вычет, исходя из последней. Хранитель получал откат от арт-дилера. Всем профит!
Вариант 3. Схема 2, проворачиваемая без "жертвователя".
Хранитель покупает предмет на открытом аукционе или у дилеров. Получает оценку у стороннего (или своего) арт-дилера выше потраченной суммы в несколько раз.
Попечительский совет выделяет средства, исходя из оценки дилера. Оценщику - откат. Хитрый Фрель в конце концов просто стал подделывать подпись известного нью-йоркского арт-дилера на своих "заключениях".
Вариант 4. Обратный схеме 3.
Хранитель предъявляет попечительскому совету завышенную оценку интересного предмета. Попечительский совет выделяет средства. Хранитель покупает у дилера нужный предмет и - на разницу стоимости - еще несколько, которые затем легализуются по схеме 2 через "донаторов".
Теперь, когда мы немного в курсе, как "работают" нечистоплотные музейщики, можно и на конкретном примере познакомиться с этими схемками. В следующей главе именно это и сделаем.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |