При входе на второй этаж музея посетителя встречает копия бронзовой лани, найденной при раскопках Виллы Папирусов в Геркулануме. Увы, лань сопровождает крайне скудная аннотация, и никакой истории о её появлении в музее мне неизвестно.
Ивановский областной художественный музей по количеству выставленного не тянет даже на районный центр, хотя обладает вполне приличной коллекцией античных артефактов. Древний мир представлен двумя небольшими залами - "Египет" и "Античность". Из древнеримских предметов вперемежку с греческими можно увидеть немного керамики и стекла, мраморные саркофаги и архитектурные фрагменты.
Кроме того, в экспозиции есть две небольших полихромных мозаики - "Петух" и "Медуза Горгона".
Мозаика "Петух"/"Петушок". Ничего особенного с точки зрения уникальности: из мелкой цветной тессеры, размером 45,5х33 см, I в. н.э. Явно декоративный фрагмент большого пола, основная картина которого могла быть посвящена, например, Марсу (петух как символ всегда готового к войне бога). Музей указывает ее происхождение как "из богатого помпейского дома". Пришла из частной коллекции русского любителя античного искусства 19-20 века Дмитрия Геннадьевича Бурылина, который купил ее у итальянского антиквара Прато-Римского (он и ручался за помпейское прошлое) в начале 1910-х годов. Говорят, есть атрибуция Д.М. Лихачевой в книге "Возрожденные шедевры", но я ее не видела.
О "Медузе Горгоне" можно сказать почти тоже самое. В декоре она могла сопутствовать изображению подвигов Тесея.
"...у нiх нету Буста Титуса не умейтся…нашолься идинствноi одинъ и за которьi хочат 750 лир исъ ихъни упаковку — Но я Вам могу сказать что эземпларъ чудно. На счепъ Музаичнй бруски естъ не дорогий (приставлайшй Уроду Маскi или не болшiй Мадона которы я знаю Вамъ не понравится. Какъ Уже и самимъ видилисъ. Естъ не большьi Помпейскiе и за которьi кочатъ100, 150, и 200 лиръ но за то оньi античны гарантировны".
"Здеъсь совложено шлю Вамъ росписку о отправку одинъ яшику совложено 2 брусокъ мозаика т.е. Головку Медузы и другово питукъ на вессу 33. Кило, и по большаму скорести. За Музайку уплатиль я пятдесят пиеть лиры иниче не оступили одной Медузье Зачемъ пришлосьъ узнатъ и питука..."
(Из писем итальянского антиквара А.П. Прато-Римского Д.Г. Бурылину. Рим, июнь 1910—1912 гг.)
У Бурылина в доме обе мозаики хранились в надлежащем месте - вмонтированными в мраморный пол второго этажа.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |