Парадные Помпеи - это яркие фрески, красивые граффити, мраморные и мозаичные полы, остатки былой архитектурной роскоши. Всё это так нравится туристам. Но есть Помпеи, мимо которых турист проходит безразлично, ибо это неярко и непонятно. Как, например, на этой фотографии. Но давайте разберем, что же мы в действительности на ней видим, и поймем, что и эта "серость" - интересный объект мертвого города.
1. Широкий дверной проем на что нам указывает? Правильно, возможно, это таберна.
2. Наше первоначальное предположение о таберне укрепляется, если обратить внимание на порог - в нем сохранилась характерная щель, в которой двигалась дверь.
3. Справа от предполагаемой таберны виден вход в какой-то дом, а через проем "таберны" мы видим, что она имеет проход в этот дом. Здесь логично сделать предположение, что лавка была связана с домом. Возможно, хозяин дома сдавал её внаем (например, своему вольноотпущеннику), сам торговал в ней (что менее вероятно) или доверял торговлю рабу.
4. Также видно, что дом, по римской традиции, уходит вглубь инсулы. И справа мы видим какую-то непонятную серую стену. Насколько она интересна, мы разберем в следующем выпуске, а сейчас вернемся к выходу и посмотрим, что еще может сказать нам этот вид.
5. Столб слева сложен в технике opus listatum (иногда его называют opus vittatum mixtum) - он состоит из чередования двух-трех рядов плоских терракотовых кирпичей и ряда ровных прямоугольных камней. В Помпеях к этому способу сложения стен перешли после землетрясения 62 года. Если отметить, что низ столба сложен по-другому, то становится понятным, что столб был восстановлен после упомянутого землетрясения.
6. Нижняя часть этого столба, как и весь правый столб, сложены из плоских терракотовых кирпичей, которые мы уже видели слева, но без добавления иных видов камня. Этот способ называется opus latericium, и популярным он стал в эпоху Августа, то есть со второй половины I в. до н.э. Теперь мы смогли примерно датировать и время постройки этих двух столбов. Кстати, оба столба демонстрируют остатки грубой штукатурки.
7. Однако если приглядеться еще внимательнее, можно увидеть, что правый столб вовсе неоднороден - из кирпичей он сложен только в левой части. А правая часть состоит из обработанных туфовых блоков, а это значит, что кладка здесь называется opus quadratum, и так строили в Помпеях ещё до римлян. Этот способ, в отличие от предыдущих, не требовал связующего раствора между блоками, и это тоже видно на фотографии. Как и присутствие раствора в первых двух способах.
8. Смотрим на стену еще левее и видим, что из блоков составлен только угол её, а далее кладка меняется: стены выложена из разной формы среднего размера камней, скрепленных раствором. Это тоже старый способ кладки стен, называется он opus incertum и был известен с конца II века до н.э.
Итак, мы узнали довольно много об этом фасаде, и что можем сказать о нем теперь? Очевидно, что фасад дома был построен на рубеже II-I веков до н.э. Через сто лет тогдашний хозяин превратил одну из комнат дома в лавку, перестроив внешнюю её стену в традициях августианской эры. Через полвека фасад пострадал от землетрясения 62 года, и его вновь обновили уже с учетом строительных тенденций второй половины I в. н.э.
9. И напоследок: в бордюрных плитах, если присмотреться, видны отверстия коновязи, где можно было привязать ослика, что часто необходимо около лавки. А чуть ниже одной из коновязей - отверстие ливневой канализации.
В общем, что я хотела сказать: даже серые стены Помпей могут рассказать много интересного о жизни города.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |