В прошлой части мы осмотрели совершенно невзрачный на первый взгляд дверной проем и узнали о нем много интересного. Смогли его датировать, понять его назначение и даже проследить жизненный путь, так сказать.
Теперь давайте зайдем "внутрь" дома и рассмотрим внимательнее так бросающуюся в глаза серую стену.
Как мы выяснили в предыдущем посте, вход в дом располагался справа от таберны. Значит, помещение, которое мы на первой фотографии видим чуть справа перед интересующей нас стеной, – это, скорее всего, атрий.
Мы видим, что от атрия помещение с нашей стеной отделено, в свою очередь, другой стеной. Значит, традиционного кабинета хозяина – таблина – в этом доме не было. Более того, помещение с серой стеной, судя по отсутствию отверстий для поперечных балок, было высоким. Первоначальный вывод – это не комната: жилые комнаты в римском доме обычно были небольшого размера с невысокими потолками.
Высокими потолками (или их отсутствием) могли похвастаться атрий и внутренние садики – виридарий и перистиль. Забегая вперед, скажу, что помещение действительно оказалось небольшим садом без крыши. Столб-пилон, сложенный в уже известной нам технике opus listatum, поддерживал небольшой портик по северной и западным сторонам садика. Выходит, что колонна была построена уже после землетрясения 62 года.
Теперь рассмотрим внимательнее стену. Сразу бросается в глаза небольшая ниша в дальней от нас части стены. Это ларарий – место для отправления культа домашних ларов и пенатов. Внутри ларария сохранились остатки росписи – желтого, красного и зеленого цветов на белом фоне. В момент раскопок в ларарии стояли бронзовые статуэтки Геркулеса, Юпитера, Исиды, а также неопознанные мужская и женская.
Сама стена состоит из небольших камней, скрепленных раствором, а значит, это уже знакомый нам opus incertum, использовавшийся в Помпеях с конца II века до н.э. Еще одно подтверждение почтенного возраста дома.
Итак, теперь самое важное и интересное нам расскажет штукатурка стены. Положена она была минимум четыре раза – это хорошо видно в местах обрушения слоев. Однако декоративная отделка последнего слоя – образец т.н. "первого помпейского стиля" настенной живописи. Как мы знаем, этот "стиль" характеризовала в первую очередь имитация с помощью штукатурки архитектурных элементов – кирпичей, карнизов, пилястр и прочего. И здесь мы видим как раз такой декор. Более того, сохранились следы окрашивания: даже сейчас можно заметить, что фон под центральными панелями был желтый, а некоторые "камни" горизонтальных полос "мрамора" – красными и желтыми.
"Первый стиль" был популярным в Помпеях в 200-80 годах до н.э. Это такой брутальный, строгий, благородный стиль оформления стен, и владельцы домов, сохранившие подобную отделку до самого извержения 79 года, делали это сознательно, несмотря на моду.
Вот и здесь при прочих изменениях в помещениях дома ради коммерческого использования (устройство таберны в комнате около входа, установка красильных ванн в атрии и т.п.) в поздние десятилетия жизни владения более чем столетний декор стены сада хозяева сохраняли в хорошем состоянии.
В углу сада, справа, мы видим мраморное устье подземной цистерны. А слева, вероятно, находится имплювий для сбора воды в эту цистерну.
У стены я также вижу остатки какого-то основания, но что это – предположений у меня нет.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |