Таких панелей в 1960 году было найдено две, не совсем в Доме Руфа, а поблизости, в кучах мусора. Тем не менее, считается, что они принадлежат указанному владению. Дом украшен не менее великолепно, чем соседний Дом Золотого Браслета, а название получил по надписям и бронзовым печатям с именами Фабиев, найденным при раскопках. Дом расположен в Западной инсуле (но относится при этом к VII району - VII. 16. 22).
Камеи эти - на самом деле панели (стеклянная паста на стеклянной пластине) для декора, скорее всего, деревянной мебели или, возможно, стены. Обе панели относят к 15-54 гг. н.э., разумеется, к работе одной мастерской. Мастерской довольно высокого класса, потому что изделия в такой технике довольно редки (например, Голубая ваза из Помпей или Портландская ваза из Британского музея). Обе панели принадлежат к коллекции Археологического парка Помпей.
Сюжеты по мифам о Тесее, особенно связанные с его обратной дорогой в Афины, когда он вынужден был оставить Ариадну на Наксосе для Диониса, довольны популярны среди настенных росписей и прочих предметов интерьера. На панелях из Дома Руфа использован сюжет встречи Ариадны с Дионисом.
Описательно процесс изготовления такого изделия выглядит несложным: в матрицах делают путем заливки стеклянной массы две панели, потом их соединяют и «запекают». Затем на верхнем листе гравируется/вырезается основное изображение. На самом деле эта работа (особенно последний этап) настолько сложна и ювелирна, что даже для сегодняшних технологий она трудоемка. Считается, что на создание Портлендской вазы потребовалось (примерно в то же время, что были сделаны и эти пластины – 5-25 гг. н.э.) не менее двух лет.
Однако указанная техника изготовления римских стеклянных камей в конце прошлого века подверглась пересмотру благодаря работам, в частности, исследовательницы Розмари Лиерке/Rosemarie Lierke. Она предложила иной способ создания подобных предметов, а именно путем литья и штамповки с использованием одноразовых гипсовых форм. При данной технике нужда в резке стеклянного слоя отпадала, поскольку вся рельефная композиция выполнялась одновременно вместе с нижним, основным, слоем. Для рельефа использовался стеклянный порошок, а для основного слоя – стеклянная масса.
Одноразовая гипсовая форма выполнялась с контррельефом на внутренней стороне, куда засыпали стеклянный порошок. Этот материал позволял делать стекло матовым, а также имел более низкую температуру плавления, нежели стеклянная масса, использованная для нижнего слоя. Поскольку основным объектом и образцом исследований Лиерке была Портлендская ваза, то в ее реконструкциях стеклянную массу, добавленную в гипсовую форму сосуда с уже заполненными стеклянным порошком углублениями контррельефа, вдавливали гипсовым же (то есть, легко разрушаемым) инструментом для создания внутреннего пространства вазы.
Очевидно, что изготовление пластин в этой технике требовало меньше усилий, поскольку стеклянную массу приходилось лишь раскатывать по поверхности формы.
В случае использования такого метода изготовления стеклянных камей все равно требовалось искусство резчика – для изготовления обратного рельефа декора. И в этом случае, поскольку формы были одноразовыми, стопроцентное повторение рисунка вряд ли было возможным, а сами изделия, вероятно, делались под заказ, что исключало их поточное производство и низкую стоимость.
Дома Западной инсулы закрыты для осмотра посетителями и продолжают исследоваться до сих пор.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |