Публий Элий Траян Адриан - римский император первой половины II в. н.э. Третий из пяти хороший императоров. С десяти лет воспитывался императором Траяном, став его преемником. Отказавшись от завоевательных походов, Адриан сосредоточился на внутренних проблемах Империи. Государство охватила строительная лихорадка, Адриан постоянно путешествовал, инспектируя провинции, присутствуя при мероприятиях государственной важности (устройство Адрианова вала в Британии, возведение храма императрицы Плотины в Галлии, инспекция военного лагеря в Нумидии и т.д.) и посещая достопримечательности (император совершил восхождения на Этну на Сицилии и на Кассий в Сирии, слушал поющего Мемнона в Фивах, посетил Пальмиру и Антиохию и т.п.). Адриан был большим поклонником и знатоком греческой культуры, подолгу жил в Афинах, которые с удовольствием обустраивал.
Несмотря на то, что скульптура была важным средством выражения императорской власти, ни один император, кроме разве что Августа, не уделял своему образу столько внимания, как Адриан. До нас дошло около полутысячи его изображений. Еще больше - в 10 раз - сохранилось статуй и бюстов его любимца Антиноя. Адриан ввел моду на бороды (сам он отпустил бороду, чтобы скрыть изъяны внешности [Спартиан. Адриан. 26. 3] и быть похожим на греческого философа), что не могло не отразиться на его скульптурном портрете. Он единственный из императоров имел волнистые волосы с завитками вокруг лица, и это тоже присуще всем его изображениям. Кроме этого, в период правления Адриана скульпторы перестали рисовать красками глаза своим творениям, отныне зрачок и радужную оболочку стали изображать с помощью резца.
На выставке 2016 года "Hadrian: An Emperor Cast in Bronze" в Музее Израиля в Иерусалиме представлено три единственных бронзовых портрета императора, дошедших до наших дней. Найдены они были в разное время и ныне хранятся в разных музеях. Все они, судя по всему, были прижизненными и являлись частью больших бронзовых статуй. Каждый из портретов обладает своими художественными особенностями.
Бронзовый бюст, экспонирующийся теперь в Музее Израиля, был найден 25 июля 1975 года в Тель-Шалем в долине Бейт-Шеан. Здесь располагался римский военный лагерь (castrum/castra). 50 фрагментов бюста были найдены с помощью металлоискателя американским туристом в руинах здания посреди каструма, возможно, на территории principium - принципия, своеобразного форума военного лагеря, где обычно размещались трибунал, алтари и пр. Еще раньше здесь обнаружили 6 обломков мраморной надписи, которая, предположительно, украшала триумфальную арку в честь императора Адриана.
Еще одна надпись из военного лагеря в Тель-Шалем относится к вексилляции VI Железного легиона (Legio VI Ferrata) (видимо, направленной сюда во время подавления восстания Бар-Кохбы).
Установка статуи в военном лагере была явно приурочена к чему-то важному в жизни региона и самого императора. Например, к подавлению восстания Бар-Кохбы, и тогда временем ее создания можно считать 136-137 годы н.э. А возможно, в честь организации новой римской провинции Сирии Палестинской (Syria Palaestina), что не отменяет датирования. Вероятно, статуя использовалась в обрядах императорского культа.
Голова, довольно стандартизированное изображение Адриана, создана единой отливкой. Кстати, стандартизация изображений императора обуславливалась невозможностью позирования всем скульпторам, тогда как портретов требовалось немало. Существовало три типа изображения главы Империи - отец народа, первосвященник и главнокомандующий. Каждому типу, соответственно, принадлежали свои атрибуты (например, император в образе верховного жреца держал обычно в руке патеру, а в образе военачальника был облачен в доспех). В данном случае Адриан, возможно, был представлен в позе adlocutio - этим словом обозначалась приветственная или напутственная речь императора (или другого высшего военачальника) перед войсками. Ярким образцом этой позы является знаменитая статуя Августа из Прима-Порта.
Однако, если учитывать находку рядом с головой и другими фрагментами статуи Адриана еще и голову юноши (тоже из бронзы), то, возможно, эти фрагменты могли составлять скульптурную группу императора и представителя побежденного народа. К слову, несмотря на реконструкцию, в принадлежности головы к торсу в доспехе тоже нет стопроцентной уверенности. Возможно, он принадлежал более ранней статуе.
Кроме того, из Бейт-Шеана происходит еще одна мраморная надпись от 130 года, посвященная солдатами первой когорты Десятого легиона (Legio X Fretensis). Если принимать гипотезу о том, что она относилась к базе другой статуи Адриана, то установку последней следует отнести на пять лет ранее, и приурочивать статую к визиту императора в регион. Исходя из этого, можно предположить, что бронзовая статуя, фрагменты которой найдены в Тель-Шалем, была изготовлена к тому же событию.
Хочу отметить еще одну особенность этого изображения Адриана - диагональная складка на мочке уха. Вообще состояние мочки уха является показателем работы эндокринной системы, а также крово- и лимфообращения в организме, и вот эта вот складка (если она постоянна) - фактор риска у владельца, маркер ишемической болезни сердца, которая и есть частный случай проявления нарушения кровоснабжения миокарда. Вероятно, что Адриан скончался от сердечной недостаточности.
Судя по высокому качеству исполнения и сильной индивидуальности портрета, статуя из Тель-Шалема была изготовлена в крупной мастерской, скорее всего, в Риме, и скульптор наверняка видел императора живьем.
Второе бронзовое изображение Адриана, представленное на выставке, - собственность Британского музея. Оно было найдено в 1834 году во время строительства Лондонского моста (предыдущего нынешнему). Голову подняли с речного дна вместе с грунтом, бронзовыми статуэтками и золотыми монетами на юго-западной стороне реки. Музей приобрел находку в 1848 году.
Несомненно, голова - часть бронзовой статуи чуть выше человеческого роста. Говорить о её типе, конечно, не представляется (пока не найдены дополнительные фрагменты) возможным. Однако можно предположить, что статуя украшала какое-то общественное пространство города, возможно, форум Лондиниума. Поводом для её установки мог быть визит Адриана в Британию в 122 году.
Здесь император изображен, как кажется, более молодым, нежели в предыдущем случае. Борода и усы не так густы, как на изображении из Тель-Шалема, и в целом Адриан выглядит моложе. Пожалуй, можно сказать, что голова из Британского музея более схематична, менее портретна и качеством исполнения ниже, чем голова из Музея Израиля. Вероятно, сделали её здесь же, в Британии, а скульптор никогда не видел Адриана и был знаком только с его двухмерными изображениями, например, на монетах.
Отмечу еще три интересных факта. На шее видны две "заплатки", по-видимому, они скрывали дефекты литья или, возможно, поздние повреждения. В глазах оставлены углубления, очевидно, они были инкрустированы стеклом. Если внимательно рассмотреть край бюста, то становится заметно, что голова была грубо выломана из статуи. Если это так, то и место находки - в реке - можно считать не случайным.
Третий бронзовый портрет Адриана из сохранившихся экспонируется в Лувре. Это, пожалуй, самый непохожий на Адриана его портрет. Лицо вытянуто длиннее обычного, более крючковатый нос (да еще и с искривленной перегородкой, неизвестной по другим изображениям), глаза больше.
В связи с этим долгое время считалось, что портрет посмертный, и ему умышленно придали черты следующего императора - Антонина Пия (чтобы подчеркнуть преемственность). Однако теперь Лувр предлагает считать (в соответствии с последними исследованиями) этот портрет, наоборот, одним из ранних изображений Адриана, то есть датировка с 140 года меняется на 118-120 годы.
Голова является частью большой (260 см) статуи, к сожалению, утраченной. Скорее всего, Адриан был отлит в образе главнокомандующего, а по некоторым особенностям материала и стиля изготовления можно предположить, что статуя создана где-то на Востоке - в Египте или в Малой Азии.
На этом портрете также можно разглядеть злосчастную складку на мочке уха.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |