Древние артефакты всегда привлекали и будут привлекать внимание людей независимо от наличия у них средств для покупки этих предметов. Те, кто не может или не хочет владеть древностями, ходят смотреть на них в музеи. Те, кто хочет владеть и может себе это позволить, организовывают собственные музеи.
Чтобы наполнить такой частный музей, существует несколько как легальных, так и незаконных путей. Но поскольку в прошлой серии мы узнали, как хранители крупных американских музеев могли мухлевать с покупкой артефактов, то продолжим в этой части затронутую тему.
Итак, приведем известный яркий пример легитимизации подделки античной находки. В конце 1970-х годов Музей Гетти решил купить архаический (VI в. до н.э.) рельеф с изображением греческого воина, перематывающего голову раненого товарища. Цена артефакта была внушительной – 2,3 млн долларов.
Однако ряд специалистов высказал сомнения в его подлинности. В частности, указывалось на закрытый глаз раненого, руку и голову, а также на необычные пропорции. Кроме того, оказалось невозможным восстановить полное изображение рельефа по известным подлинным рельефам. То есть, поиск аналогий не дал результатов.
Хранитель древностей Музея Гетти с 1973 по 1984 чех по происхождению Иржи Фрель (Jiri Frel), имя которого мы уже упоминали в наших записках, дал рельефу название "Смерть героя". В связи с вышеуказанными сомнениями в научном сообществе он обратился к директору (с 1970 по 78) копенгагенской Ny Carlsburg Glyptotek Могенсу Гъёдесену (Mogens Gjodesen) за консультацией относительно подлинности рельефа.
Невероятно, но Гъёдесен дал высокую оценку рельефу, назвав его "чудом", и "еще большим чудом, что его возможно приобрести". Он привел в пример другой якобы аналогичный рельеф из Аттики, найденный в 1958 году и находящийся в Национальном музее Афин. "Эта возможность не должна быть упущена", - заключил датчанин. И Музей Гетти приобрел рельеф "Смерть героя" в 1979 году за вышеуказанную сумму.
Но это не конец истории. Заинтересованной научной общественностью рельеф был практически единодушно признан подделкой, и в 1980 году Музей Гетти все-таки вернул его дилеру.
Что я имею про это все сказать? Велика вероятность того, что Фрель получил свою долю за эту аферу от продавца. Тем более, что опыт в таких делах у него был. Однако он проработал в Музее Гетти еще несколько лет после этого. А вот умысел и выгода Гъёдесена не были доказаны. Впрочем, никто и не пытался. Тем более, что к тому времени он уже покинул пост директора Карлсбергской Глиптотеки.
Ну что ж, – как говорил официант в известном анекдоте, – не вышло. В этот раз не вышло, да. А сколько было других, когда вышло?
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |