За два с половиной века изучения Помпей методы раскопок и способы их консервации менялись. 19 управляющих ставили перед собой разные цели и по-разному их достигали.
1748-1760. Управляющий раскопками Р. Дж. Алькубьерре
Алькубьерре возглавлял раскопки в Геркулануме, а приступив к работе в 1748 году в Помпеях, был уверен, что найденный город - Стабии.
Раскопки начались в районе пересечения via di Nola и via Stabiana, в амфитеатре и на "вилле Цицерона". То есть, в отдельных точках, никак между собой не связанных. Соответственно, никакой систематизации раскрытых участков и находок не велось. Да и раскапывались Помпеи вовсе не для того, чтобы открыть миру древний город, а лишь для увеличения личного художественного собрания неаполитанского короля. Первоначальные изыскания не слишком порадовали исследователей, и раскопки продолжились в Геркулануме. А Помпеи до 1755 года оставались заброшенными, и навещали их лишь редкие мародеры. Потом поиски древних сокровищ возобновились.
Технология ведения раскопок ужаснула бы современного археолога. Сначала в лаве пробивали тоннели, и лишь интересные находки стимулировали процесс раскопок, если таковых не случалось, место работ переносили. Здания освобождали от грунта, не особо следя за сохранностью элементов архитектуры. Настенные росписи и напольные мозаики по специальной технологии снимали с перегородок и полов и отправляли в Неаполь, где их вставляли в рамы, как холсты. После такого "изучения" участок вновь засыпали землей.
Составление чертежей и ведение журнала раскопок лежали на помощниках Алькубьерре - К. Вебере и Ф. ла Веге. Куратор музея в Портичи - К. Падерни отбирал из находок все ценное, остальное же уничтожал.
Подобная практика археологических изысканий была прекращена королем Карлом III лишь после протестов со стороны видных европейских ученых.
1760-1804. Управляющий раскопками Ф. ле Вега
При ла Веге изучению были подвергнуты, главным образом, два района - Театральный и via de la Tombe. В этот период в процесс раскопок было введено множество новшеств. Во-первых, ла Вега распорядился вывозить вынутый грунт за территорию Помпей. Во-вторых, все, что не стало добычей королевских музейщиков, теперь оставалось на своих местах и было выставлено на всеобщее обозрение.
Третье, не менее важное, чем сами раскопки, нововведение ла Веги заключалось в реставрации уже открытых памятников.В конце периода работы ла Веги на посту управляющего раскопками был разработан план государственной экспроприации всей территории Помпей и создания на открытых участках экскурсионных маршрутов. Однако осуществление этого стало возможным лишь при Бурбонах.
До 1798 года был исследован почти весь 2 сектор VIII района, включавший Большой театр, Одеон, Криптопортик, Самнитскую палестру, Треугольный форум и несколько храмов.
Подробнее о раскопках 1748-1798 гг.
1804-1806. Управляющий раскопками П. ла Вега
За эту пару лет были проведены раскопки вдоль городской стены для определения ворот и расположения улиц.
1807-1838. Управляющий раскопками М. Ардити
Все части города уже очищены от вулканических обломков, но работы ведутся гораздо медленнее, чем прежде. К 1815 году раскрыты здания, прилегающие справа к Гражданскому форуму, часть via delle Tombe, базилика, храм Аполлона и некоторые участки VIII района.
Подробнее о раскопках 1798-1815 гг.
1839-1850. Управляющий раскопками Ф. М. Авеллино
1850-1863. Управляющий раскопками С. Спинелли
За эти 45 лет была открыта бОльшая часть VI района, отрезок via Stabiana между двумя декуманами Помпей и здания по ее обочинам, прилегающая к Гражданскому форуму часть VIII района и сам форум, Стабианские термы и участок VIII района за Театральным кварталом.
Подробнее о раскопках 1815-1860 гг.
1863-1875. Управляющий раскопками Дж. Фиорелли
Еще до назначения на эту должность Джузеппе Фиорелли разработал систему нумерации помпейских зданий, применяемую и по сей день. Он разделил город на 9 районов и пронумеровал их против часовой стрелки. Сам Фиорелли так объяснял свою идею: "Поскольку территория, заключенная внутри кольца городских стен, была поделена двумя вертикальными осями и двумя декуманами на девять сегментов.., нумеруя эти сегменты.., я предположил, что первым должен быть участок справа от первичной оси, а вторым - расположенный к востоку от него, поскольку аналогичным способом самниты пронумеровали башни, которые тут и там возвышаются над городской стеной, и почти так же были устроены районы в Риме эпохи Августа".
Однако на самом деле эта схема абсолютно не соответствовала действительному положению вещей. "Старый город" - ядро Помпей - располагался на месте древнейших поселений в долине реки Сарно. Этот участок прилегает с юго-запада к Гражданскому форуму, что подтверждается результатами археологических изысканий. Главное святилище города - храм Аполлона (VII район) относится ко второй половине VII в. до н.э. Хотя, вероятно, в то время священная территория была свободна от построек. В первой половине VI в. до н.э. "старый город" разрастается на север, занимая территорию VI района.
В "правление" Фиорелли выбор домов для раскопок стал систематизирован, постройки очищались от грунта сверху вниз, что способствовало сохранению архитектурных элементов. При реставрации живопись, мозаики и прочие украшения интерьера оставались на своих местах, а материалы для кровли выбирались, исходя из их оригинальных характеристик.
Тела погибших, корни деревьев и другие органические останки истлели в вулканическом грунте и оставили после себя пустоты. В 1870 г. Джузеппе Фиорелли пришла в голову идея заливать эти пустоты до их разрушения гипсом, что позволило получить множество интересных экспонатов.
1875-1893. Управляющий раскопками М. Руджеро
1893-1900. Управляющий раскопками Дж. де Петра
1901-1904. Управляющий раскопками Э. Паис
1905-1910. Управляющий раскопками А. Сольяно
1911-1923. Управляющий раскопками В. Спинаццола
За этот период времени была закончена расчистка VI района, открыты дома вдоль верхнего декумана via di Nola и нижнего - via dell'Abbondanza. Подверглись раскопкам территория храма Венеры, Везувианские и Ноланские ворота, квартал в VII районе у храма Аполлона, дом Лорея-Тибуртина и многие другие.
1924-1961. Управляющий раскопками А. Маюри
Период деятельности Амедео Маюри характеризуется как плюсами, так и минусами. К последним относятся быстро пришедшие в упадок раскопы I и II кварталов, где работы проводились наспех. Зато Маюри впервые обратил внимание на слои, относящиеся к более раннему периоду, чем 79 г.н.э.- времени гибели Помпей.
При нем также были исследованы Нуцерийский некрополь, Большая палестра, множество жилых кварталов I и II районов, Морские ворота и Пригородные термы.
1961-1976. Управляющий раскопками А. де Франчишис
Преемник Маюри де Франчишис занимался практически только одними реставрационными работами на всей территории Помпей. При нем был исследован лишь один дом - Юлия-Полибия.
1976-1977. Управляющий раскопками Л. д'Аморе
1977-1982. Управляющий раскопками Ф. Дзеви
1982-1984. Управляющий раскопками Дж. Черулли Ирелли
Из-за серьезного землетрясения 1980 года двум последним управляющим пришлось все силы бросить на устранения разрушений, причиненных стихийным бедствием. Кроме того, за этот период были открыты еще два дома в так называемой Insula Occidentale (Западной инсуле) - Дом Золотого Браслета и Дом Фабия Руфа.
1984-1994. Управляющий раскопками Б. Контичелло
1994-... . Управляющий раскопками П.Дж. Гуццо
При Контичелло в Помпеях занимались завершением работ Маюри и научной реставрацией наследия предыдущих археологов, однако он начал раскопки Дома Непорочных Влюбленных и Дома Летнего Триклиния. Теперешний управляющий - Пьетро Джованни Гуццо - решает большей частью организационные и финансовые вопросы музея, ну и, разумеется, ведет всю ту же реставрацию. За последнее десятилетие в Помпеях реализована масса культурных проектов, осуществлены программы по освещению города и прочие подобные мероприятия.
А вообще хочется надеяться, что помпеистика не остановится только лишь на реставрации археологических памятников города. Ведь целостной картины истории Помпей до сих пор не создано, и это - дело будущих научных исследований.
Об управлении Помпеями с 1994 года читайте в разделе Кто есть кто в современных Помпеях.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |