23 марта 1748 года неаполитанским аббатом Марторелли был открыт первый участок раскопок на холме в Чивите. Военный инженер Рокке де Алькубьерре, по приказанию короля работавший в Геркулануме и возглавивший раскопки здесь, был уверен, что это древние Стабии. Никаких археологов тогда не было и в помине, а работы осуществлялись силами армии, а иногда и заключенных.
Раскоп пришелся на перекресток via Stabiana и via di Nola, и результатом работ явились монеты, фрески, статуи и даже скелет. Окрыленный успехом, Алькубьерре начинает раскопки еще в нескольких местах: в Амфитеатре, на некрополе Porta Ercolano (Геркуланских ворот) и прилегающих территориях. Однако скудность находок разочаровала управляющего, он велел засыпать все обратно и вернулся в Геркуланум.
Там в 1750 году была открыта Вилла Папирусов с потрясающей библиотекой из 1800 свитков и коллекцией бронзовых статуй. Папирусы были открыты случайно: Камило Падерни, директор королевского музея в Портичи, узрел на них буквы и понял, что это.
Впрочем, с находками и в Геркулануме не церемонились. Например, к надписям из накладных медных букв относились довольно странно - по приказанию Алькубьерре буквы снимались и отправлялись в музей с указанием их общего веса. Не надо объяснять, что поскольку никто не фиксировал буквы в момент находки, то смысл надписи утрачивался.
В 1754 году в Помпеях продолжились поиски древних сокровищ. На этот раз на Вилле Цицерона, у Геркуланских ворот и в квартале Юлии Феликс. Из откапываемых на удачу зданий изымались все находки, и, сняв планы с комнат, здание засыпали вновь землей. Вновь все, что пришлось по душе Падерни, было отправлено в Портичи, а что не пришлось - разрушено.
Учет найденного велся помощниками Алькубьерре - архитектором Франческо Ла Вегой и инженером Карлом Вебером - исключительно с бюрократических позиций: отмечалось только то, что заинтересовало музейщиков. А то, чем они пренебрегли, в списки даже не вносилось. Нельзя винить в этом Ла Вегу или Вебера, подобное указание исходило от короля, ведь эти записи предназначались для ведения документации о перемещении художественных ценностей в его музей. Со своей стороны, оба помощника оставили после себя и более важные материалы. Например, Ла Вега составил общий план Помпей, а Вебер, основываясь исключительно на данных траншей в Геркулануме, - план Виллы Папирусов.
В 1759 году регентом Королевства Обеих Сицилий становится Фердинанд IV, и с подачи его супруги Марии Каролины работы в Помпеях выходят на качественно новый уровень. Во-первых, новый (с 1760 года) управляющий Ла Вега старается открывать здания последовательно и насколько возможно полно, во-вторых, забракованное Падерни теперь не уничтожается, а остается на месте находки. Ла Вега даже пробует вернуть из музея в Помпеи фрески и предметы обихода. Он надеется превратить мертвый город в музей под открытым небом. Однако название этого города все еще остается под вопросом.
И только в 1763 году у некрополя Геркуланских ворот был найден столб из травертина с надписью: "По приказу императора Цезаря Веспасиана Августа трибун Тит Сведий Клеменс, проведя расследования и проверив размеры, вернул городу Помпеям общественную землю, занятую частными лицами", что позволило точно установить название города.
Кстати, подобные столбы были найдены позднее еще и у Геркуланских, Нуцерийских и Морских ворот, а надпись означала, что трибун Тит Сведий Клеменс попросту снес незаконно построенные на территории померия, являвшегося общественной собственностью, жителями Помпей дома.
С самого начала раскопки проходят в обстановке полной секретности, никаких отчетов, разумеется, не публикуется, и общественность слабо представляет, что творится в Геркулануме и Помпеях. Однако санкционируемые прорывы информации все же были. Например, в 1749 году Марчелло Венути публикует "Descrizione delle prime scoperte della citta di Ercolano", а Франческо Валетта 8 лет спустя - "Antichita di Ercolano". В 1780-х выходит полная серия гравюр открытых и идентифицированных в предыдущее десятилетие памятников Помпей - "Voyage pittoresque ou Descriptions des Royaumes de Naples et de Sicilie". И наконец в конце XVIII века подготовлено весьма внушительное издание "Gli Ornati delle pareti e i pavimenti delle stanze dell'antica Pompei", где фрески представлены в их оригинальном декоративном контексте, что, собственно, свидетельствовало о начале нового подхода к раскопкам.
За этот период работы проводятся в VII районе - Театральном квартале, на Треугольном Форуме и Храме Исиды (полностью его откроют лишь в первых годах следующего столетия). Частично исследована Вилла Диомеда, Дом Хирурга и участки в insula occidentale.
К слову, в криптопортике Виллы Диомеда были обнаружены отпечатки 18 жертв Везувия - детей и женщин, одна из которых особенно выделялась великолепным набором золотых ювелирных украшений. Вилла Диомеда стала первым за пределами Помпей домом, который после исследования не засыпали.
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |