Новые раскопки в V районе*

 

26.12.18. Новые находки: август-декабрь 2018-го. Часть 1. Предметы и мозаики

17.10.18. Извержение Везувия 79 года н.э. вновь переносится на октябрь

28.06.18. Верхняя часть скелета погибшего помпейца

26.06.18. Новые избирательные надписи

25.06.18. Дверь таберны

11.06.18. Бронзовый канделябр

01.06.18. Мешочек с монетами

31.05.18. Три новых избирательных надписи

29.05.18. Инвалид с блоком в голове

22.05.18. Фрески Дома Дельфинов

19.05.18. Фрески Дома Юпитера

17.05.18. Новый переулок обрел имя

23.04.18. Импровизированный картибул в саду

13.04.18. Железная оконная решетка

12.04.18. Первая фреска новых раскопок

20.03.18. Презентация находок

10.03.18. Новые раскопки в V районе

 

 

Новые находки: август-декабрь 2018-го. Часть 1. Предметы и мозаики

Осенняя часть археологического сезона в Помпеях подошла к концу, и ученые подводят ее итоги. Им удалось извлечь из-под залежей вулканического пепла и лапилли — маленьких продуктов вулканической деятельность — новые предметы домашней утвари, новые фрески, настенные росписи, целый ларарий — домашнее святилище — и, наконец, свидетельства трагедии, разыгравшейся здесь в 79 году нашей эры, — новые человеческие останки. Сегодня речь пойдет о находках очередных предметов домашнего и садового обихода.

Директор Помпей Массимо Осанна иногда делится в соцсетях фотографиями, изображающими промежуточные результаты работы археологов. Ученые освобождают комнаты от вулканических продуктов, чтобы добраться до фресковой живописи, сохранившейся на стенах, но и сам процесс расчистки помещений приносит немало находок.

Например, в нескольких комнатах прекрасного Дома Юпитера, с которым мы познакомились еще летом, в слое камешков-лапилли оказался целый набор керамических горшков.







В ходе дальнейшей расчистки среди горшков нашлись и бронзовые сосуды, причем оказалось, что все это хозяйство было не брошено, а аккуратно сложено в помещении со шкафами и кладовками, где ему предстояло храниться.

И это не единственный случай из археологической истории Помпей, когда домашние ценности при раскопках обнаруживаются вовсе не там, где им положено быть.

Например, в Доме Юлия Полибия несколько бронзовых бытовых предметов, включая известный кратер (который сейчас демонстрируется на выставке в петербургском Эрмитаже), также были зачем-то сложены в углу одного из помещений. При этом обитатели дома в количестве 13 человек погибли в одной из соседних комнат.

Вот бронзовый кувшин, оставленный в доме на улице Везувия в фауцах — помещении при входе, ручка его прихотливо украшена торсом какого-то фавна. Хозяева хотели унести кувшин с собой, да неудобно было? Потеряли в панике? Бросили, хватая более ценные вещи? В точности нам этого уже не узнать, но все эти вещи, лежащие "не на своих местах", явно выдают спешку хозяев домов в последний день Помпей.



Однако принимая во внимание, что многие дома в Помпеях сильно пострадали во время землетрясения 62 года и спустя пятнадцать лет все еще находились в стадии ремонта, можно предположить, что относительно аккуратно сложенные предметы, пусть и в неподобающих для них местах, просто хранились в ожидании, когда ремонтные работы будут завершены.



Раскопки в саду дарят мраморную фигуру кролика, ушки которого неожиданно появляются в лапилли. Римляне любили украшать мраморной, бронзовой, терракотовой скульптурой свои сады — виридарии и перистили, часто пряча внутри них вполне утилитарные устройства, например, трубы фонтанов.



А освобожденная от массы лапилли черепица обрушившейся крыши демонстрирует хорошо сохранившееся украшение в виде льва.

Надо отметить, что черепичная крыша — частая находка в слоях лапилли. Эти камешки, хоть и легкие сами по себе, в больших количествах весили достаточно, чтобы несущие конструкции крыш не выдержали и обрушились. Свидетельства этого были обнаружены в разных помещениях домов, открытых в V районе.

Еще одно терракотовое украшение — на этот раз в виде театральной маски.

Коринфская капитель колонны сделана не из мрамора или иного природного камня, а с помощью штукатурки, в применении которой римляне были великими мастерами. Особенно это проявляется в архитектурном декоре, имитировавшем дорогие отделочные материалы: "рустованную" поверхность стен, будто облицованных мрамором; каннелированные колонны и капители и прочее.



В двух помещениях Дома Юпитера расчистили полы, и оказалось, что они имеют центральные мозаичные панно высокого качества. Правда, сюжеты, изображенные на них, истолковать пока не удалось. На первый взгляд, они не относятся к мифам и, возможно, связаны с астрологией.







Еще одно мозаичное сооружение открыто в доме, расположенном в углу шестой инсулы V района на перекрестке улицы Везувия (via del Vesuvio). Это, скорее всего, садовый нимфей — фонтан, сделанный в виде небольшой эдикулы с двумя круглыми пилястрами на фасаде, сложенными из кирпичей. На пилястрах покоится треугольный фронтон.

Все это в лучшие времена было украшено полихромной стеклянной мозаикой с традиционными для Помпей створками морских раковин. Однако, к сожалению, на верхней части нимфея декор практически не сохранился, за исключением фрагментов на левой колонне с изображением птички, несущей в клюве что-то похожее на цепочку, и на своде ниши.





Скорее всего, нимфей стоял у дальней стены сада, как это было принято в помпейских домах, с тем расчетом, чтобы его красотой можно было любоваться уже от входа. Возможно, именно лапилли сохранили от разрушения мозаичный декор нижней его части.

К слову, о садах. Дом с садом справедливо назван так, потому что чуть меньше половины его площади занимает большое открытое пространство, по одной из сторон украшенное портиком. Здесь были обнаружены следы растений, которые росли в саду до извержения.



Колонны портика поддерживали черепичную крышу. На первом плане — сад

Остается дождаться результатов палеоботанического анализа этих данных, чтобы получить полную картину садовых пристрастий хозяев Дома с садом.

(источник)

 

 

Извержение Везувия 79 года н.э. вновь переносится на октябрь

Итак, полку доказательств "осенней версии" прибыло. В новом Доме с садом/Сasa con giardino в V районе Помпей открыта надпись углем на стене - "XVI (ante) K(alendas) Nov(embres) in[d]ulsit pro masumis esurit[ioni]", то есть, сделана она "в 16 день до ноябрьских календ". Этого, разумеется, не могло быть, если бы извержение состоялось 24 августа.

Найдена она на стене комнаты, которая к моменту катастрофы находилась в стадии ремонта. Вообще, пишут, в доме полно надписей и рисунков и выцарапанных в штукатурке, и намалеванных углем.

Обычно датирование извержения базируется на указании даты, упомянутой в письме Плиния Младшего Тациту. Эта дата, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако позже традицию перевода подвергли критике, ссылаясь на возможные ошибки переписчиков. Дату предлагали пересмотреть как "non(as) Novembr(es)" или "nonum kal(endas) Decembres", что перенесло бы извержение на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В начале 2008 года группа исследователей из Неаполя рассматривала вероятность извержения осенью через призму розы ветров региона, а осенью новым свидетельством в пользу августа стала находка партии амфор с гарумом из боопса, которого ловят только летом.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:

- созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
- теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
- полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
- серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Суммируя версии, можно отметить, что вариативность толкований всех свидетельств не так уж однозначна. Однако монета Тита и новая надпись все же довольно четко привязаны к осенним датам.

P.S. Содержание надписи незамысловато: в указанную дату кто-то сильно обожрался.

 

 

Верхняя часть скелета погибшего помпейца

Прошел почти месяц, и теперь мы знаем, что произошло с головой человека, погибшего в Помпеях 1939 лет назад. По предварительной гипотезе считалось, что он был убит тем самым обработанным каменным блоком, так похожим на дверной косяк или порог. Блок удалили еще 29 мая, но оказалось, что верхняя часть скелета находилась вовсе не под ним, а гораздо ниже уровня лапилли, на котором располагался остальной скелет.



Произошло это странное смещение, видимо, из-за работ по устройству тоннеля периода Бурбонов, которые нарушили стратиграфию, то есть, последовательность слоев продуктов вулканической деятельности. Таким образом, получается, что человек погиб, скорее всего, из-за удушья во время прохождения пирокластического потока – волны высокотемпературных газов, несущих с собой камни, пепел и пр. Тем не менее, нельзя исключать и вариант смерти от сердечного приступа, например.



Череп его сохранился весьма хорошо, что поможет в определении условий его жизни и смерти. Уже сейчас можно отметить отличное состояние его зубов. Этим, кстати, отличается подавляющее большинство жертв Везувия – кариеса практически нет. Скорее всего, это результат преимущественно вегетарианского питания и почти полного отсутствия сахара в пище, а также высокого содержания фтора в почвах региона, который выделяется в атмосферу как раз во время вулканической деятельности Везувия.







Череп, уже приведенный в лаборатории Помпей в порядок

 

 

26.06.18. Новые избирательные надписи

Вот еще одна с упоминанием уже знакомого нам Луция Альбуция Цельса. Обилие избирательных призывов с его именем в этом районе заставило исследователей предположить еще более 100 лет назад, что Дом Серебряной Свадьбы, один из немногих раскопанных в V районе, принадлежал ему.

Здесь также интересна особенность нанесения нового лозунга поверх старого. Очевидно, что старая надпись не относится к избирательной кампании 79 года, об этом говорит её тусклый цвет. Но почему штукатур, выкрасивший место под имя Альбуция, сместил свою надпись относительно уже ненужной, непонятно.

Еще одна замечательная находка, связанная с выборами, это tabula ansata. Вообще tabula ansata – это "табличка с ручками", пластинка определенной формы (с концами в виде ласточкиных хвостов) для выделения какого-нибудь текста (на солдатском щите, на скульптурном памятнике, на мозаике и т.д.). В избирательной кампании tabula ansata использовалась для привлечения внимания к надписи. И вот одна такая "табличка" открыта при раскопках переулка Цецилия Юкунда в V районе. По какой-то причине её так не успели использовать, и она сохранилась ненадписанной.

(источник)

 

 

25.06.18. Дверь таберны

В квартале напротив Дома Серебряной Свадьбы — по адресной традиции Помпей он имеет номер V.2 — продолжают работать археологи. Рядом с углом, где расположены известные нам избирательные надписи, открыт дверной проем. Судя по его размерам, это не богатый домус, а обычная таберна или термополий.

Таберна — от слова "табула", доска — представляла собой небольшое по размерам жилище, которое служило владельцу как домом, так и мастерской и лавкой для продажи своих изделий. Таберна могла быть двухэтажной. Помещений в таком жилище было совсем немного — одно-два на каждом этаже.

Таберн в Помпеях хватало. Обычно они представляли собой две небольшие комнаты на первом этаже дома (причем практически любого — даже владельцы богатых усадеб сдавали выходившие на улицу помещения в аренду мелким лавочникам) и жилой чердак, или антресоль, или второй этаж. Передняя, выходившая на улицу стена у такой лавки обычно отсутствовала — в конце дня лавочник-арендатор закрывал проем раздвижной дверью, запирал ее и поднимался к себе на второй этаж (к слову, лестница туда могла располагаться как внутри, так и снаружи дома).

Обычная дверь для такой лавки состояла из нескольких полотен, скрепленных петлями. Она двигалась в колее, вырезанной в каменном пороге (такие можно видеть во многих табернах города), и складывалась, как гармошка. Сейчас похожие двери так и называются — "двери-гармошки" или "двери-книжки".

Термополий был такой же таберной, но в помещении обязательно имелся бетонный прилавок с вмурованными в него большими горшками. В них в течение дня хранилась горячая еда, предназначенная для продажи как на вынос, так и для употребления здесь же, в термополии.

Многие далекие от античности посетители Помпей задавались вопросом: для чего нужны были такие большие пустые помещения вдоль улиц? Если это комната, то зачем такой проем? А если это не жилье, то что? Здесь, в новых раскопках V района, вулкан сохранил для нас отпечаток самой настоящей помпейской двери.

(источник)

Давайте сравним вновь открытую "дверь"-отпечаток на вулканических продуктах в V районе с гипсовой отливкой двери на улице Изобилия, сделанной в сохранившейся полости от истлевшего деревянного оригинала.

 

 

11.06.2018. Бронзовый канделябр

Бронзовый канделябр найден в Доме Юпитера. Аккуратно поставленный в угол хозяевами почти 2000 лет назад, он до сих пор находится в прекрасном состоянии.



(источник)

 

 

01.06.2018. Мешочек с монетами

Открытый в конце мая на раскопках в Помпеях человек, которого, как решили, убил каменный блок, имел при себе деньги.

При последовательной расчистке скелета оказалось, что у помпейца на груди лежал мешочек с монетами. Некоторые из них просыпались сквозь ребра, потому что органический материал, из которого был сделан мешочек, разложился, и теперь представляет собой невнятный комок, облепленный продуктами извержения вулкана. Тем не менее, современные методы исследований позволят определить, из чего он был изготовлен.

Всего найдено 20 серебряных монет и 2 бронзовых. Легенды 15 из них оказалось возможным определить на месте. На мой взгляд, потрясающ временной разброс их эмиссии: есть монеты II в. до н.э., есть легионный денарий Марка Антония с номером XXI легиона, есть имперские - два денария Веспасиана и один, кажется, Октавиана Августа. Хочу напомнить, что извержение Везувия, погубившее Помпеи, произошло в 79 году нашей эры во время правления императора Тита. Веспасиан правил до 68 года. Со времени смерти императора Августа прошло уже 65 лет, а Марк Антоний чеканил свою монету в 32 году до н.э. Впрочем, выпущены эти легионные динарии были таким большим тиражом, что имели хождение в Империи аж до III в. н.э. И, конечно, впечатляет наличие монет трехсотлетней давности – это как если бы сейчас мы могли бы пользоваться деньгами эпохи Петра I.

Управление Помпей подсчитало, что всего денежек в кошелечке инвалида было на 80 с половиной сестерциев, которых хватило бы на содержание семьи из трех человек на пару недель. В общем, ждем более подробных новостей от нумизматов и других специалистов лаборатории Помпей.



 

 

31.05.2018. Три новых избирательных надписи

В 5 районе открыли три новых избирательных надписи.

Волнующие моменты открытия... Мы пока не знаем, что внизу стены - еще одна надпись!

Здесь уже очищенная от лапилли стена.



Что вижу я:

1. Одинокая красная надпись: "LALBUCIUM AED"

Расшифровка: L.Albucium aed(ilem)

Перевод: Луция Альбуция - в эдилы.

2. Черная верхняя надпись: HELVIUM SABINUM AEDILEM D.R.PUB V.B.O.V.F.

Расшифровка: Helvium Sabinum aedilem d(ignum) r(ei) p(ublicae) v(irum) b(onum) o(ro) v(os) f(aciatis)

Перевод: Гельвия Сабина - в эдилы, хорошего человека, достойного общественной деятельности, прошу вас, выберите.

3. Нижняя красная надпись повторяет текст первой.

P.S. Надписи сделаны на внешнем углу дома.

По поводу содержания надписей можно почитать мой блог на N+1 - "О чем рассказали избирательные лозунги в Помпеях".

 

 

22.05.18. Инвалид с блоком в голове

В V районе Помпей открыта новая жертва извержения Везувия 79 года н.э.

Мужчина чуть старше 30 лет, не сразу решившийся покинуть город, погиб под упавшей на него каменной глыбой. Блок явно обработан и похож на фрагмент дверного проема - косяк или порог.

Скелет найден на слое лапилли на уровне высоты первого этажа соседнего здания - это и есть подтверждение его медлительности: он по каким-то причинам решил покинуть город не сразу, лапилли Везувий успел насыпать на пару-тройку метров.

На большеберцовой кости скелета есть повреждения, предполагающие инфекцию, которая, вероятно, затрудняла его ходьбу, - этот факт может быть причиной задержки помпейца в городе.





 

 

22.05.18. Фрески Дома Дельфинов

Еще один дом – новый, не исследовавшийся, даже не имевший собственного имени – дарит нам замечательные яркие фрески с фигуративным декором. Дом располагается в 7 инсуле V района, прямо напротив входа в Дом Серебряной Свадьбы и, видимо, занимает весь юго-западный её угол.

Снова помпейский красный, а также другой цвет, популярный в росписях Помпей, – охра. Среди изображений – цветы, павлин, попугай, куропатка, лебедь, олень, фантастические животные типа грифонов. И, конечно же, дельфины, давшие новому дому название – Casa dei Delfini/Дом Дельфинов. Все это великолепие прекрасной сохранности вновь возвращает нас к третьему "стилю".























А вот, как кажется, тоже стены красного цвета. Однако это не так. Изначально цвет был желтым, и только высокая температура разных фаз извержения Везувия изменила его на красный. Этот новый цвет отличается от насыщенной глубины помпейского красного.





(источник)

 

 

19.05.18. Фрески Дома Юпитера

Существует система из четырех так называемых "стилей", разработке которой положил начало немецкий археолог и историк искусства Август Мау. Каждый из этих "стилей" представляет собой комплекс изобразительных и строительно-отделочных приемов, модных в определенное время. С изменением моды каждый "стиль" уходил в прошлое, и оказалось, что фресковая живопись позволяет довольно точно датировать исторический период.

Первый (инкрустационный, структуральный) стиль активно использовал в своем арсенале штукатурку. С ее помощью отделочники создавали архитектурные элементы, которые, на первый взгляд, казались сделанными из мрамора или других материалов. Это не римская мода, скорее, еще эллинистическая. В Помпеях дома, украшенные в этом "стиле" относятся к 150-80 годам до н.э., то есть, к доримскому периоду города, когда тот принадлежал италийским племенам оско-самнитам. Однако во многих домах (Дом Саллюстия, например) этот строгий, даже где-то "брутальный" декор бережно сохранялся хозяевами в течение столетий. И вот комнату с отделкой в I "стиле" открывают в Доме Юпитера в V районе.



В 79 году, когда Помпеи погибли, такой декор был уже давно не в моде, так что, возможно, дом, которому принадлежит эта комната, был построен во II веке до н.э.

Дом Юпитера уже частично раскопали в конце XIX века. В том числе, и методом тоннелей. К сожалению, сохранившаяся декоративная отделка его стен к нашему времени уже пришла в упадок, некоторые фрески были вырезаны и по традиции отправлены в музей в виде картин в рамах. Современная же археология подразумевает укрепление и защиту фресок на стенах, а в дальнейшем реставрацию и реконструкцию, включая осыпавшиеся фрагменты.

Еще одна комната Дома Юпитера украшена в другом "стиле" – III, или "орнаментальном". Он был моден на рубеже тысячелетий (15 г. до н.э. – 40 г. н.э.) в столице, в Риме, а в Помпеях "задержался" вплоть до землетрясения 62 года. В нем уже нет никакого объема – ни натурального, ни иллюзорного, а детали верхнего яруса стен плоские и условные.







Значит, несмотря на аккуратное сохранение старомодной отделки одного из помещений, владельцы Дома Юпитера вполне шли в ногу со временем и для других комнат заказывали современный, как сейчас сказали бы, дизайн.

Ярко-красный цвет стен этой комнаты – хороший образец так называемого "помпейского красного", который настолько поразил европейцев при открытии Помпей, что стал модным и в оформлении интерьеров Старого Света.

Фотография сетевого регионального журнала "Made In Pompeii" дает хорошее представление об этих двух помещениях. На первом плане как раз видна верхняя часть стен комнаты в первом "стиле", о которой говорилось выше и которая на фотографии в еще нераскопанном состоянии. Также хорошо виден выход бурбонского тоннеля в комнате третьего "стиля".

Особый интерес вызывает сюжетная фреска, мифологическую сцену на которой истолковали как момент из мифа об Афродите и Адонисе: печально склонившись, богиня стоит рядом со смертельно раненым юношей в окружении эротов. Пока это единственная картина на мифологический сюжет среди всех открытых фресок в V районе.

(источник)

 

 

17.05.18. Новый переулок обрел имя

Еще недавно улочка от Ноланской улицы (via di Nola) к переулку Серебряной Свадьбы (vicolo delle Nozze d'Argento) не имела никакого названия. Собственно, и улочки как таковой не было — она была залита лавой, засыпана лапилли и грунтом из других раскопок. Теперь же она раскопана и имеет свое название — переулок Балконов (vicolo dei Balconi).

Уже известно, что в Помпеях и Геркулануме дома имели как минимум два этажа. Конечно, вес вулканических продуктов сильно повредил верхние части домов — до нашего времени не дошла ни одна целая крыша (то, что мы видим в Помпеях сейчас, это реконструкция), стены разрушены на высоте двух-трех метров. Тем не менее, в городе есть сохранившиеся и восстановленные верхние этажи и балконы. И вот новая находка, интересная к тому же тем, что вместе с балконами открыто и их содержимое, а также черепица крыши.

Оказывается, на одном из балконов к моменту извержения Везувия находилось немалое количество амфор. К сожалению, большая часть из них повреждена. Кроме того, они не запечатаны и, скорее всего, хранились на балконе горлом вниз, например, для сушки. Но современная наука творит чудеса, так что, возможно, мы узнаем даже от этих пустых горшков много интересного.



От полного разрушения балконы спас довольно мощный слой лапилли на улице, к тому моменту заполнивший весь переулок. Он и сыграл роль "подушки". В связи с этим в планах управления археологического парка появилась идея восстановить балконы, однако это работа не одного года. Но переулок уже назван в их честь — vicolo dei Balconi.

(источник)

 

 

23.04.18. Импровизированный картибул в саду

По восточной стороне нового переулка между 2 и 3 инсулами открыто большое пустое пространство. Надо думать, это внутренний сад большого, еще неоткрытого дома. В центре после очистки от лапилли неожиданно обнаружился импровизированный столик, сооруженный из каннелированной пилястры и мраморной плиты, которую положили сверху. Плита, судя по всему, ранее была частью мраморной отделки лабрума, небольшого бассейна или чаши для воды.

Такие небольшие столики-картибулы, ведущие свое происхождение от жертвенника, обычно стояли в атриях богатых домов, а иногда и в садиках-перистилях, как здесь.

С северной стороны сада постепенно открывают портик с колоннами. В самом саду удалось успешно сделать гипсовые слепки по пустотам, оставшимся от корней росших в нем деревьев. Это может помочь в определении их видовой принадлежности.

(источник)

 

 

13.04.18. Железная оконная решетка

Римляне, конечно, не умели делать стекла большого размера. Тем не менее, предпринимались попытки стеклить оконные проемы кусками стекла по типу витражей. Для широких окон существовали деревянные ставни-"гармошки", работавшие по принципу вышеописанных дверей таберн. В Геркулануме сохранились даже деревянные обугленные ставни.

Однако самой стандартной защитой небольшого окна, выходящего на улицу, была решетка. Видно, что лапилли заполняют пространство по обе стороны от решетки, это значит, что в определенный момент крыша дома не выдержала тяжести этих легких камешков и обрушилась.

(источник)

 

 

12.04.18. Первая фреска новых раскопок

Сегодня Помпеи представляют первую фреску новых раскопок. Это красная фигурка на белом и желтом фоне. Сейчас трудно определить, кого она изображает, но, возможно, дальнейшие исследования смогут помочь в реконструкции сюжета, частью которого она является.

 

20.03.18. Презентация находок из раскопок в V районе

Начало археологических работ в V районе неожиданно дало множество находок, не связанных с конкретными объектами в исследованных пространствах. Это предметы из слоев грунта, который сваливали сюда во время раскопок XIX и XX веков. Надо полагать, произошло это потому, что никакого интереса к восстановлению поврежденных или разрушенных артефактов не было, в связи с чем их просто выбрасывали за ненадобностью.















Вот, например, бронзовый котел.

Вероятно, утратив одну из двух своих бронзовых ручек, он не представлял для раскопщиков интереса, как и многие другие предметы, найденные здесь: фрагменты фресок, штукатурки, кирпичей и прочего строительного мусора, включая декоративные элементы, как этот керамический антефикс (украшение для крыши).

Осыпавшиеся фрагменты штукатурного декора стен, конечно, никому были не нужны и отправлялись в отвал.

Вот один из таких фрагментов – разбитое на три части изображение грифона. Это явно украшение верхнего или, возможно, нижнего яруса стен. Упавшее ли при обрушении стен из-за удара вулкана, поврежденное ли при снятии со стен основных, центральных панно-картин для музея или при прокладывании раскопочных тоннелей, оно было выброшено в мусор и теперь найдено при раскопках в перемешанном грунте, покрывшем древний город здесь поверх слоев вулканических продуктов.

Журналисты также были приглашены и в зону раскопок. В частности, они смогли увидеть, как раскапывают безымянный переулок между 2 и 3 инсулами V района и дома вдоль него.











(источник)

 

 

10.03.18. Новые раскопки в V районе

В V районе Помпей начались новые археологические работы - впервые с послевоенного периода. Открывают новые, еще не исследованные территории. Проект рассчитан на два года и, помимо раскопок, включает в себя работы по устранению или смягчению гидрогеологического риска. В первую очередь, это, конечно, обеспечение адекватного дренажа почвы, особенно там, где древние стены уже были освобождены от грунта только с одной стороны и где идет наибольшее давление земли в период дождей. Обойдется это в 8,5 млн евро.

Участок нынешних раскопок представляет собой клин в 1000 кв. м. от Ноланской улицы к переулку Серебряной Свадьбы между 2 и 3 инсулами, откопанный между ними новый переулок - Балконов, северную сторону переулка Серебряной Свадьбы и северное же продолжение переулка Цецилия Юкунда. Также работы начнутся по северной стороне переулка Серебряной Свадьбы - в инсулах 6 и 7.

Во 2 инсуле планируется продолжить исследование Дома Юпитера, частично открытого раскопками еще конца XIX века.

Презентация находок из V района назначена на 23 марта 2018 года - 270-ю годовщину начала раскопок в Помпеях

Гидрогеологические работы также затронут и другие районы, где существует такая проблема.



 

 

 

* Фотографии взяты из инстаграмма и фейсбука Управления Помпей и Массимо Осанны, а также с сайтов новостных агентств (ANSA, "Made In Pompeii", "La Repubblica", Vivicentro).

 

ulli