Часть 3. Общественный туалет: латинское название, особенности размещения, посадочные места
В этой части мне придется отступить от первоначального плана знакомить вас с вопросом на примере Помпей. Поскольку общественные туалеты в Римской империи были распространены повсеместно, будет логичным привлечь материалы и из других регионов.
Про общественные туалеты мы с вами уже кое-что знаем. Но все-таки не так много, как о них знают историки и археологи.
Немного о названиях. Есть некоторая путаница, в отношении каких именно туалетов следует употреблять то (forica) или иное (latrina) название. Из письменных источников складывается впечатление, что forica – это многоместный общественный (или, по крайней мере, доступный некоторому количеству человек, превышающему разумные пределы семьи в небольшом домохозяйстве, но и это необязательное условие) туалет, а latrina – частный, более личный. Однако чётких определений в источниках, как кажется, нет.
Надо отметить, что государственные общественные туалеты наиболее часто (и в первую очередь) устраивались около или в местах, предназначенных для развлечения больших групп населения: в термах, палестрах, театрах, etc. На первый план здесь выступала забота не о гигиене (знали ли римляне вообще о таком понятии?) горожан, а потребность защитить городское имущество. При этом посещение подобных заведений обычно стоило весьма скромно, а то и бесплатно – стремившиеся к популярности у плебса императоры (если речь о Риме) или сверхбогатые горожане (если речь об иных городах Империи) брали на себя труд оплачивать их (заведений) работу из своего кармана.
Но не везде городские термы при себе имели общественный туалет (в Остии, например, из 14 терм только у 6 есть туалеты) или имели, но не всегда достаточный, по нашим меркам (в довольно больших термах Бай уборная была рассчитана на 6-8 посетителей). На этом фоне Помпеи смотрятся весьма выгодно: туалеты были при всех пяти термах (правда, работавших не в одно время), при палестре, Большом театре (в эпоху Августа при театрах в Риме и Остии вообще не было туалетов), на Гражданском форуме (его мы уже видели) – то есть, в местах скопления публики.
На то, что маломестных туалетов явно не хватало, указывают граффити у входов (например, у туалета на Палатине в Риме, которым, как кажется, могли пользоваться бедные слои населения), которые в ожидании царапали на стенах у входа от скуки всё, что придет в голову.
Однако довольно часты (особенно начиная с середины I в. н.э.) помещения общественных туалетов, рассчитанные на несколько десятков человек. Например, уборная при палестре в эллинистическом Саламине (Саламисе) на Кипре вмещала до 44 человек.
Один из крупнейших римских общественных туалетов на территории современной Турции – в античных Траллах – располагал местами на 65 человек одновременно.
Туалет I в. н.э. на небольшой Римской агоре в Афинах имел 68 посадочных мест.
Туалеты в Александрии, Косе (на одноименном острове), Апамее насчитывали соответственно 70, 71 и 80 мест.
Лидером выступают небольшие провинциальные Путеолы (нынешние Поццуоли) с двумя туалетами на 45 мест каждый на территории Мацеллума (городского рынка) с вполне себе лакшери-дизайном помещений (включая статуи в нишах).
Здесь речь, как вы понимаете, о туалетах, расположенных у коллекторов, с мгновенным смывом в канализацию. Другое дело – туалеты без него. Таких существовало гораздо больше (например, в Риме поздней Империи туалетов вообще обнаружено более 140, в Остии – более 60, а возможно, и более 80 (по неопубликованным пока данным), но о выгребных ямах и писсуарах поговорим чуть позже.
При этом общественные туалеты в Остии в плане отделки были весьма скромны, видимо, для застройщика или владельца красота была неважна. Однако туалеты при коллегиях или иных мужских "клубах по интересам" (деловым ли, социальным или производственным) всегда выглядят на порядок лучше: во-первых, они просто есть обязательно, во-вторых, их внутренний декор явно указывает на заинтересованность в, так сказать, элегантности помещения. Впрочем, о красоте уборных тоже поговорим в последующих частях.
Холодные каменные или мраморные (на начальном этапе становления стандартов форик, а позже в районах проживания бедноты, типа римской Субуры, могли быть и деревянные) скамьи устраивали далеко не всех, и, говорят, многие богачи отправляли своих рабов в общественный туалет вперед, дабы они нагревали местечко для удобства хозяина.
В 2014 году в далекой от Помпей Виндоланде – римском форте на Адриановом валу – впервые было открыто деревянное сидение для туалета. К сожалению, найдено оно было не в месте использования, а на свалке, поэтому пока неизвестно, в каком заведении оно использовалось. Но сам факт находки, конечно, впечатляет, но не удивляет – в сырой болотистой почве, которой так богата Британия, органика хорошо сохраняется.
.Все туалеты – латрины и форики (latrina/forica), которые мы с вами видели, были весьма общественными – разделителей между "унитазами" не было. Расстояние между местами могло быть совсем минимальным – ок. 30 см, при этом древние римляне не испытывали каких-то неудобств в связи с такой близостью. В сущности, это расстояние было им знакомо по лавкам в театрах и амфитеатрах, из чего следует, что оно не считалось нарушением личного пространства. Вероятно, тут какую-то защитную роль играла и древнеримская мужская одежда, в данном случае выгодно отличающаяся от современной: полами туники или тоги посетитель туалета как бы отгораживался от соседей.
Все вышеизложенное может указывать на социальное расслоение даже в части посещения отхожих мест, несмотря на их невысокую стоимость. Нищеброду как-то удобнее среди своих, если вопрос не стоит об иной подоплеке посещения туалета.
Более того, знакомства и общение в общественных туалетах могли быть полезны любому члену общества. В одной из эпиграмм древнеримского поэта Марка Валерия Марциала (I в. н.э.) фигурирует некий Вацерра, посещающий общественные туалеты вовсе не для того, чтобы облегчиться. Его цель – получить приглашение от собеседников на хорошую трапезу в приличном доме.
Когда во всех сидит Вакерра нужниках
И целый день проводит там безвыходно,
Не облегчаться, но обедать хочет он.
(XI LXXVII, перевод Петровского Ф.А.)
Однако не будем понимать это совсем буквально, будто в туалетах римляне проводили слишком много времени. Это, разумеется, не так: Марциал все же писал эпиграммы, и в указанной выше злая ирония состоит как раз в том, что Вацерра не гнушается ради обеда тратить свое время на посиделки в темных и вонючих помещениях (особенно это касается туалетов республиканской эры и ранней Империи). Но об интерьере общественных многоместных туалетов и их гигиене мы поговорим позже.
Вообще, судя по тому, что нам известно о жизни древних римлян из источников (как письменных, так и археологических), она (жизнь эта) была намного более публичной, нежели наша. Понятия неприкосновенности личной жизни не существовало. Общегосударственное довлело над частным. Масса общественных, по причине отсутствия частных, заведений – термы, туалеты, термополии – накладывала свой отпечаток на жизнь рядового римлянина. Но продолжим...
Нет никаких свидетельств о том, что существовали общественные туалеты с отдельными "кабинками" или хотя бы просто перегородками. Здесь, правда, имеется исключение: туалет в термах на большой роскошной вилле – т.н. Доме Лабериев – в Утине в римской провинции Проконсульская Африка (теперь Удна в Тунисе). Но и о туалетах в частных резиденциях мы поговорим чуть позже.
Однако одинокие седалища нам известны. В Британском музее хранится мраморное сидение для латрины из шикарнейших Терм Каракаллы, сделанное в виде колесницы. Рельефы боковых сторон дают понять, что оно стояло отдельно.
В то же время в уже упоминавшемся мною в первой части древнеримском городе Тамугади/Тимгаде, расположенном в Северной Африке (в совр. Алжире – то есть, на краю римской ойкумены), мы видим в, несомненно, общественном туалете на форуме подобные вполне себе индивидуальные седалища (реставрированные и реконструированные).
Здесь видно, что между седалищами устроен небольшой бассейн. Переполнявшая его вода через отверстие спереди справа выливалась в желоб, который обходил туалет по периметру перед сидениями (в следующей части последует объяснение, для чего сделан этот желоб). Из желоба вода уходила, возможно, в дренажный канал под улицей рядом с туалетом (Декуманус Максимус).
А напротив стоят такие же седалища на двоих.
Высокий уровень стандартизации, свойственный Древнему Риму, проявляется в туалетах везде, включая высоту скамьи, размеры каналов для терсориев и "замочных скважин", упрощая, тем самым, для нас представление об этой сфере жизни.
Кстати, нам ничего не известно и о том, бывали ли древнеримские общественные туалеты раздельного пользования, хотя понятно, что женщины должны были справлять нужду отдельно от мужчин. По крайней мере, это должно было касаться женщин приличных.
Часть 4. Общественный туалет: туалетные принадлежности
Контрабанда
культурных ценностей
Другие интересы
ulli |